![]() (812) 330-34-34
Главная » Труды сотрудников центра » Научные разработки сотрудников центра » Психотерапия в наркологических учреждениях Психотерапия в наркологических учреждениях
удовлетворении своих собственных жизненно важных потребностей. Общепризнанных дефиниций термина созависимости нет, однако большинство исследователей сходятся во мнении о том, что созависимость создает заметный риск для здоровья, особенно женщин, так как последние чаще вовлекаются в потенциально патогенные и дисфункциональные отношения по контролю зависимого поведения.
Особенности диагностической работы с данной клинической группой Диагностика при планировании психотерапии исходит из положения о наличии непосредственной связи между личностью и болезнью и, в частности, о соответствии их тяжести. При этом тяжесть личностного расстройства устанавливается не столько с позиций психосоциального функционирования индивида, сколько по оценке картины сочетания клинических и клинико- психологических явлений, особенностей психосоциального функционирования, обусловленных в том числе и интрапсихическими противоречиями, зачастую недостаточно осознаваемыми. Экспериментально-психологические методы, применяемые при психологической диагностике расстройств данной клинической группы Мишени психодиагностического исследования и методики: · Психоорганические изменения: методики исследования познавательных процессов. Пакет (бланковый) классических патопсихологических методик: «Сравнение понятий», «Исключение предметов», «Исключение понятий», «Простые и сложные аналогии», «Ответные ассоциации», «Тематические ассоциации», «Пословицы», сюжетные картинки, последовательность событий, проба на запоминание 10 слов, тест визуальной ретенции А. Бентона · Нейропсихологические особенности: методика А.Р. Лурия – изучение гнозиса, праксиса, речи, письма, системы счёта, памяти, внимания. · Опросник ССП - «Стиль саморегуляции поведения» (Маросанова В.И., 1999), выявляющий 6 звеньев процесса саморегуляции: планирование, моделирование, программирование, оценка результатов, гибкость, самостоятельность, Опросник МИС - Методика исследования самоотношения (Пантилеев С.Р., 1993), Опросник ADOR «Подростки о родителях» (Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е., 1994), выявляющий типы воспринимаемого ребенком отношения к нему родителей, Опросник СОП (склонность к отклоняющемуся поведению). · Аффективные расстройства: высокий уровень реактивной и личностной тревожности, дистимия, аутоагрессивное поведение вплоть до суицидальных тенденций, дисфории (САН, шкала тревожности Спилбергера-Ханина, шкала депрессии А.Т.Бека) · Личностные нарушения (дисгармоничность, незрелость личности) и акцентуации характера (MMPI, Патохарактерологический диагностический опросник А. Личко – выявление в первую очередь, гипертимного и неустойчивого типов акцентуаций, 16-ти факторный опросник Кеттелла, Уровень субъективного контроля УСК, Личностный дифференциал) · Искажения «Я-концепции», совокупности всех представлений индивида о себе, нарушения самооценки, самосознания (метод семантического дифференциала Осгуда, шкала самооценки Дембо-Рубинштейн, проективные методики, например, «рисунок человека», тест 20 высказываний Куна М. и Макпартленда, методики интерперсональной диагностики Т. Лири) Ссылки по теме: Об объективизации психотерапевтической работы, А.С. Яковис, Определение показаний к психотерапии, В.В. Холявко, Динамика психотерапевтической помощи, О научной проблематике в психотерапии, Клиническая лингвистика в психотерапии неврозами, Исследование системы отношений личности при психотерапии неврозов, О типологии психотерапевтических мишеней при лечении неврозов, Психотерапия в лечении психических расстройств, О психотерапии в условиях общей врачебной практики, Автореферат диссертации М.Б. Ремесло, Автореферат диссертации А.К. Королева, |
||