![]() (812) 330-34-34
Главная » Труды сотрудников центра » Научные разработки сотрудников центра » Психотерапия в наркологических учреждениях Психотерапия в наркологических учреждениях
арт-терапии. В ходе проведения этих тренингов психологом решаются следующие задачи: повышение чувствительности к себе и к другому человеку, выработка умения понять и передать свое эмоциональное состояние, и «войти» в эмоциональное состояние другого.
Тренинг социальных навыков представляет собой структурированную обучающую программу, формирующую навыки социального поведения, которые необходимы для создания определенной сети социальных контактов и уменьшения стресса как следствия интерперсональных конфликтов и неудач. «Мишенями» воздействия на тренинговых занятиях становятся дефицит социального восприятия, несостоятельность при решении повседневных проблем, плохо сформированное невербальное поведение. Дефицит социальных навыков может предрасполагать к приему наркотиков или затруднять реадаптацию к среде без наркотиков. При этом социальный тренинг является не только эффективным средством оптимизации социального поведения, но и приводит к редукции клинических симптомов и уменьшает вероятность рецидивирования заболевания. Занятия продолжительностью 2—2,5 часа проводятся с группой от 8 до 12 человек. Каждое занятие начинается с разминки, продолжительностью 30-40 минут. Далее, как правило, идут упражнения на актуализацию внимания пациента. Затем этап проработки конкретного навыка — в зависимости от этапов прохождения тренинга. Этап интегративный (интенсивных лечебно-реабилитационных мероприятий) При установлении показаний к психотерапии начинается реализация индивидуальной психотерапевтической программы. Программа реализуется в индивидуальной и групповой, а, при возможности, и по показаниям, в семейно-супружеской формах психотерапии. Обязательным условием реализации индивидуальной программы на этом этапе реабилитации является создание стационарной (лабораторной психотерапевтической среды). В качестве основных методов индивидуальной психотерапии может применяться краткосрочные варианты психодинамической психотерапии, когнитивно-поведенческой психотерапии, показанные в случае диагностики глубинных, вытесненных интрапсихических конфликтов, особенно обусловленных дисгармоничным воспитанием и формированием личности пациента в условиях патологической семейной ситуации в детстве. Продолжительность краткосрочной динамической психотерапии составляет от 25 до 50 часовых занятий с частотой 2-3 раза в неделю, когнитивно-поведенческой психотерапии – 15-30 часовых занятий с частотой 2-3 в неделю. Однако для некоторых пациентов на этом этапе наиболее показаны методы классической поведенческой психотерапии, целью которой является овладение пациентом так называемым коррективным опытом научения, который предполагает приобретение новых умений совладания, повышение коммуникативной компетентности, преодоление дезадаптивных стереотипов зависимого поведения. Когнитивно-поведенческая психотерапия Поведенческая психотерапия больных с зависимостью от ПАВ представляет собой процесс направленного формирования желаемых, адаптивных форм поведения на основе принципов теории научения. Некоторые элементы бихевиористического характера, безусловно, включают в себя вышеописанные методики суггестивно-аверсивной терапии, однако классический метод опирается на более системный подход к воздействию на психопатологическую Ссылки по теме: Об объективизации психотерапевтической работы, А.С. Яковис, Определение показаний к психотерапии, В.В. Холявко, Динамика психотерапевтической помощи, О научной проблематике в психотерапии, Клиническая лингвистика в психотерапии неврозами, Исследование системы отношений личности при психотерапии неврозов, О типологии психотерапевтических мишеней при лечении неврозов, Психотерапия в лечении психических расстройств, О психотерапии в условиях общей врачебной практики, Автореферат диссертации М.Б. Ремесло, Автореферат диссертации А.К. Королева, |
||