![]() (812) 330-34-34
Главная » Труды сотрудников центра » Научные разработки сотрудников центра » Психотерапия в наркологических учреждениях Психотерапия в наркологических учреждениях
Следует отметить, что существует достаточно большой индивидуальный разброс в соотношении длительности различных этапов. Одни больные надолго задерживаются на этапе интенсивных лечебно-реабилитационных мероприятий, поскольку не удается добиться улучшения или компенсации психических нарушений. У других затягивается этап стабилизации в связи с отсутствием уверенности в прочности достигнутого эффекта. Нередко возвращение к уже пройденному этапу, связанное с дезадаптацией, с психогенными декомпенсациями состояния, а также с ошибочным выводом об окончании данного этапа и возможности перехода к следующему, что может быть обусловлено установочным поведением больного.
В связи с вышесказанным во время этапа стабилизации достигнутого эффекта динамическое патопсихологическое и нейро психологическое исследования необходимы для верификации клинических решений об изменении тактики психофармакотерапии и правомерности перехода к следующему этапу. К моменту перехода в организации лечебно-реабилитационного процесса на этап поддерживающей, профилактической терапии большинство больных проходят полный курс одного из видов психотерапевтических мероприятий, возникает необходимость оценки их эффективности (Таблица 1). Содержание психотерапевтических мероприятий на различных этапах реабилитации Адаптационно-диагностический этап. Преимущественной формой работы на адаптационно-диагностическом этапе является определение показаний к психотерапии, формирование психотерапевтического контакта и заключение психотерапевтического контракта, а также разработка индивидуальной психотерапевтической программы, которые осуществляет врач-психотерапевт. Медицинский (клинический) психолог по согласованию с врачом-психотерапевтом начинает программу психологической работы, направленной на эмоциональную поддержку и внимание к переживаниям пациента; повышение психологической компетентности; повышение ответственности пациента и выработка его готовности к решению как имеющихся проблем, так и тех, которые могут возникнуть в процессе лечения. Психотерапия должна включать: установление контакта; предоставление возможности «выговориться», предоставление эмоциональной поддержки и информации о позитивных аспектах проблемной ситуации; совместную с пациентом переформулировку проблемы; заключение психотерапевтического контракта (обсуждение организационных аспектов и доли ответственности пациента и консультанта, выявление и коррекция нереалистичных ожиданий пациента), формирование регистра возможных решений проблемы, закрепление мотивации, завершение консультирования (ориентированного в целом на повышение мотивации к патогенетическому лечению и психотерапии) с предоставлением пациенту права повторного обращения. Такую программу удается реализовать в течение одной встречи, продолжающейся 2—3 часа, или в курсе из 2—5 встреч по 1 часу с интервалами от одного дня до 1 недели. Уже на адаптационно-диагностическом этапе адекватной формой психокоррекционной работы является проведение тренингов социальной компетентности, тренингов с привлечением телесно-ориентированных психотехник, Ссылки по теме: Об объективизации психотерапевтической работы, А.С. Яковис, Определение показаний к психотерапии, В.В. Холявко, Динамика психотерапевтической помощи, О научной проблематике в психотерапии, Клиническая лингвистика в психотерапии неврозами, Исследование системы отношений личности при психотерапии неврозов, О типологии психотерапевтических мишеней при лечении неврозов, Психотерапия в лечении психических расстройств, О психотерапии в условиях общей врачебной практики, Автореферат диссертации М.Б. Ремесло, Автореферат диссертации А.К. Королева, |
||