![]() (812) 330-34-34
Главная » Труды сотрудников центра » Научные разработки сотрудников центра » Психотерапия в лечении психических расстройств Психотерапия в лечении психических расстройств
Общие требования к организации психотерапевтической работы получили название психотерапевтического сеттинга, их соблюдение является очень важным для эффективности психотерапевтической работы. К этим требованиям относятся: 1) строгое соблюдение временных границ (строго фиксированное время начала, длительности и частоты сеансов); 2) строгое соблюдение терапевтической роли (недопустимость дружеских, родственных, интимных, коллегиальных отношений с пациентом, находящимся в процессе психотерапии); 3) наличие (в зависимости от состояния больного) психотерапевтического контракта (информирование пациента о целях и методе лечения, получение согласия пациента на прохождение курса лечения).
Этапы психотерапевтического процесса Психотерапевтический процесс, в свою очередь, включает ряд этапов: 1) этап установления контакта; 2) специальные диагностические мероприятия (диагностический этап), разработка индивидуальной психотерапевтической программы; 3) собственно психотерапевтическая интервенция, реализующая индивидуальную психотерапевтическую программу; 4) оценка изменений; 5) закрепление позитивных изменений и профилактика рецидивов. Этап установления контакта необходим при любом виде психотерапии и направлен на формирование эффективного рабочего альянса с пациентом. Диагностический этап в психотерапии заключается в установлении функционального диагноза, наряду с клиническим. Функциональный диагноз предполагает тщательную оценку психологического и социального функционирования пациента (личностных характеристик, основных жизненных стрессоров; интерперсональных отношений, семейной ситуации, социальной адаптации и т.д.). Характер психотерапевтических интервенций определяется спецификой используемого метода. Оценка изменений предполагает учет динамики психологического и социального функционирования пациента в процессе терапии. С целью закрепления достигнутых эффектов и профилактики рецидивов с пациентом проводится работа, направленная на утилизацию (т.е. возможность сознательного использования) полученных в процессе терапии средств решения проблем . Психотерапевтические методы, применяемые при оказании психотерапевтической помощи в учреждениях, осуществляющих психиатрическую помощь Критериям, перечисленным в разделе «Формула метода», соответствуют прежде всего психодинамический и когнитивно-бихевиоральный подходы. В качестве вспомогательных в лечении психических расстройств могут использоваться суггестивные методы и методы, объединяемые под общим названием опытных (ориентированных на переживания) – клиент-центрированная терапия, гештальт-терапия, психодрама, арттерапия, телесно-ориентированная терапия, элементы экзистенциальной психотерапии. К вспомогательным методам относятся также поддерживающая терапия и терапия средой. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста наиболее распространенной формой индивидуального лечения является игровая психотерапия, проводимая на психодинамической или когнитивно-бихевиоральной теоретической основе. В отечественной психотерапии родственным психодинамическому подходу является личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия; одним из видов отечественных экспериментальных методов, основанном на арттерапии, является психотерапия творческим Ссылки по теме: Об объективизации психотерапевтической работы, А.С. Яковис, Определение показаний к психотерапии, В.В. Холявко, Динамика психотерапевтической помощи, О научной проблематике в психотерапии, Клиническая лингвистика в психотерапии неврозами, Исследование системы отношений личности при психотерапии неврозов, О типологии психотерапевтических мишеней при лечении неврозов, Психотерапия в наркологических учреждениях, О психотерапии в условиях общей врачебной практики, Автореферат диссертации М.Б. Ремесло, Автореферат диссертации А.К. Королева, |
||