![]() (812) 330-34-34
Главная » Труды сотрудников центра » Научные разработки сотрудников центра » О типологии психотерапевтических мишеней при лечении неврозов О типологии психотерапевтических мишеней при лечении неврозов
6. Стандартизация формата супервизии как метод повышения качества и оптимизации психотерапевтической помощи в лечебно-профилактических учреждениях.
Клиническая супервизия – организованный обучающий процесс, имеющий четыре пересекающиеся цели (административную, оценочную, клиническую и поддерживающую), в котором принципы трансформируются в практические навыки (Кулаков С.А., 2003). В то же время, в практике ЛПУ, где осуществляется психотерапевтическая помощь, врачи-психотерапевты и организаторы здравоохранения сталкиваются с рядом трудностей при осуществлении заявленных целей супервизии. 1. Административная цель. Распространенные в настоящее время модели супервизии требуют для своей реализации привлечения высококвалифицированных специалистов – врачей-психотерапевтов. Большинство из них узко специализированы в рамках какого-либо метода (направления) и не могут оценивать работу психотерапевтов разной системы подготовки. Супервизионная оценка слабо стандартизована, а потому с трудом поддается учету. Кроме того, поскольку супервизоры в современных моделях идентификации трудностей не могут обойти «личностную сторону» квалификации, введение регулярной супервизии в ЛПУ часто вызывает сопротивление у врачей-психотерапевтов. 2. Оценочная цель. Современная психотерапия – многоплановый и многоплоскостной процесс. Форматы оценок, которые учитывают эту особенность, крайне громоздки. Для примера: формат шестифокусной модели супервизии, предлагаемый к использованию, состоит из 40 вопросов, разделенных на 13 тем, т.е. в данном случае супервизия превращается в очень трудоемкое мероприятие (Кулаков С.А.,2003). 3. Клиническая цель. Удельный вес оценки клинического состояния пациента, его динамики в полифокусных и даже узкометодических моделях супервизии крайне низок, что провоцирует излишнюю «гуманизацию» психотерапевтической медицинской услуги и сдвиг квалификационно-ценностных паттернов психотерапевтической диады в сторону альтернативных, научно не обоснованных парадигм помощи. 4. Поддерживающая цель. Функции контроля за качеством и оценки профессиональной, а особенно личностной квалификации, присущие супервизионным мероприятия, естественным образом сопровождаются психологическим напряжением супевизируемых специалистов. Поэтому, требования к неформальному статусу супервизора с одной стороны, и мотивации оцениваемого психотерапевта – с другой стороны, крайне высоки и труднодостижимы. При использовании типологии психотерапевтических мишеней в Отделе новых технологий и внебольничной психотерапии Института им. В.М. Бехтерева разработан и апробирован на практике стандартизованный формат супервизионной работы. Метод включает в себя два элемента: 1. Регламент супервизии. В «Положении о технологии психотерапевтической помощи отделения внебольничной психотерапии» определен регламентный минимум осуществления супервизии. Определена ее регулярность, кратность и обязательность дифференцированно для специалистов, осуществляющих психотерапию (клинических ординаторов, врачей-психотерапевтов), со стажем психотерапевтической работы до 5 лет и свыше 5 лет. 2. Разработана стандартная форма отчета о супервизированной психотерапевтической сессии. Приведена в Приложение 2. Предлагаемый формат супервизии обладает по отношению к перечисленным проблемам следующими преимуществами: Ссылки по теме: Об объективизации психотерапевтической работы, А.С. Яковис, Определение показаний к психотерапии, В.В. Холявко, Динамика психотерапевтической помощи, О научной проблематике в психотерапии, Клиническая лингвистика в психотерапии неврозами, Исследование системы отношений личности при психотерапии неврозов, Психотерапия в лечении психических расстройств, Психотерапия в наркологических учреждениях, О психотерапии в условиях общей врачебной практики, Автореферат диссертации М.Б. Ремесло, Автореферат диссертации А.К. Королева, |
||