![]() (812) 330-34-34
Главная » Труды сотрудников центра » Научные разработки сотрудников центра » О психотерапии в условиях общей врачебной практики О психотерапии в условиях общей врачебной практики
был бы сделан на развитие чувствительности психотерапевта к явлениям и процессам, происходящим и его взаимоотношениях с пациентом, на развитие умения использовать обратную связь с пациентом, увеличение гибкости и эффективности общения, осознание влияния собственных установок, наклонностей и ценностей на процесс взаимоотношений с пациентом в ходе лечения. В разной степени этим целям соответствуют формы обучения в тренинговых психотерапевтических группах.
Тренинговые психотерапевтические группы можно подразделять на следующие виды: методические тренинговые группы, ориентированные на обучение методам психотерапии; тренинговые группы, ориентированные на групповую динамику; тренинговые группы, ориентированные на личностное развитие и развитие коммуникативных навыков. Как эффективная форма подготовки получают значительное распространение группа Балинта (изначально создававшаяся для психотерапевтического обучения ВОП). Каждый участник подготовки должен принять участие в нескольких занятиях, во время которых обсуждаются проблемы, реально возникающие в процессе проводимой ими индивидуальной и групповой психотерапии. Каждый участник на занятиях представляет подобные ситуации из своей практики. Возникающие проблемы обсуждаются группой (различные способы понимания ситуации, анализ поведения психотерапевта и его взаимоотношений с больным и др.). Эффективное обучение психотерапии в настоящее время уже не мыслится без использования видеотехники, специальных теле- и видеофильмов, стенограмм психотерапевтических сеансов. Возможность возвращаться при необходимости к воспроизведению занятий терапевтических групп и групп лабораторного тренинга психотерапевтов, анализ отдельных эпизодов занятий, основанный на стенографии и видеозаписи, позволяют значительно повысить эффективность психотерапевтического образования. Подводя итоги задачам психотерапевтического образования для врачей-психотерапевтов, с учетом их работы в условиях первичной медицинской сети и роли ВОП, часть учебной нагрузки на циклах специализации должна быть направлена на создание условий для оптимального сотрудничества врача-психотерапевта и ВОП, которые в значительной мере могут рассматриваться как участники психотерапевтического процесса, а возможно даже и ко-терапевты для проведения семейной психотерапии. В этом смысле качество психотерапевтической помощи во многом будет определяться созданием учебных программ, предполагающих «реформирование» самих условий их реализации. По сути речь идет о принципиально новых программных материалах, включение в реальную медицинскую практику, еще даже в большей мере, чем клиническая ординатура и интернатура прошлого, в полной мере отвечающих не только интересам психотерапевтической службы и задачам ее интеграции в лечебную, психопрофилактическую и психогигиеническую практику, но и отражающую интересы здравоохранения в условиях его реформирования. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА При разработке методического пособия по применению психотерапии в условиях первичной медицинской сети и уточнения алгоритма мероприятий основным показателем их эффективности является подтверждение соответствия результатов проведения психотерапии современным требованиям. Ссылки по теме: Об объективизации психотерапевтической работы, А.С. Яковис, Определение показаний к психотерапии, В.В. Холявко, Динамика психотерапевтической помощи, О научной проблематике в психотерапии, Клиническая лингвистика в психотерапии неврозами, Исследование системы отношений личности при психотерапии неврозов, О типологии психотерапевтических мишеней при лечении неврозов, Психотерапия в лечении психических расстройств, Психотерапия в наркологических учреждениях, Автореферат диссертации М.Б. Ремесло, Автореферат диссертации А.К. Королева, |
||