![]() (812) 330-34-34
Главная » Труды сотрудников центра » Научные разработки сотрудников центра » О психотерапии в условиях общей врачебной практики О психотерапии в условиях общей врачебной практики
Подготовка врача-психотерапевта для работы в психотерапевтическом кабинете первичной медицинской сети требует реализации ряда условий. При обучении врачей-психотерапевтов на первое место ставится клиническая подготовка в области пограничной психиатрии, которая решает задачу формирования четких теоретических представлений о клинике и природе невротических и других пограничных психических расстройств, надежность диагностических и терапевтических методов, которыми должен владеть врач- психотерапевт и которые он смог бы применить в пределах возможных для него затрат времени, или поручить психодиагностическое исследование медицинскому (клинического) психологу. Естественно, сохраняется задача повышения знаний широкого круга врачей в области психотерапии (врачей-специалистов в частности), что представляется важным при наличии необходимых образовательных возможностей учреждений, осуществляющих последипломное повышение квалификации по психотерапии, а также интереса и установки на овладение методами психотерапии и использование элементов психотерапии в повседневной практике самих врачей широкого круга специальностей. При этом признается, что профессионализм в данной области знаний требует соответствующего изменения взгляда врача на пациентов, страдающих психогенными заболеваниями, а также на методы их лечения.
Как и врачи других специальностей, врачи-психотерапевты, в период додипломной подготовки, проходят обучение по общей, социальной и медицинской психологии с элементами психотерапии и психиатрии, что формирует базу для последующей подготовки по психотерапии. Студенты старших курсов (5 курс) на цикле «Основы психотерапии» получают представления о современной психотерапии, её основных направлениях, осваивают коммуникативную сторону лечебного процесса, знакомятся с принципами оказания психотерапевтической помощи. Возможно, в структуру преддипломной подготовки ВОП (субординатура) и первичной последипломной специализации (интернатура или клиническая ординатура) необходимо включить курс по психотерапии, медицинской (клинической) психологии с учетом потребностей будущей профессиональной деятельности. Что касается последипломной подготовки врачей-психотерапевтов для работы в первичной медицинской сети, то основой ее является специализация по психотерапии на кафедрах психотерапии медицинских образовательных учреждений и в профильных научно-исследовательских институтах. Программа подготовки включает освоение теоретико-методологических, клинических, нейрофизиологических и психологических основ психотерапии, овладение психотерапевтическими методами и навыками их использования в практической работе с больными. Основными принятыми формами занятий по психотерапии в рамках последипломного усовершенствования врачей-психотерапевтов для работы в первичной медицинской сети являются лекции, практические занятия, семинары, клинические конференции, профессионально-ориентированные и личностно-ориентированные тренинги и практика психотерапевтического общения с пациентами. В последнее время важное значение приобретают общедоступные научно-практические конференции, семинары и круглые столы по вопросам интеграции достижений психотерапии в общую медицинскую практику и др. Клинический и личностный подходы пронизывают все формы преподавания психотерапии. В программе значительное место должны занимать вопросы из области психиатрии (общая психопатология и основные формы психических заболеваний). Для многих врачей это дополнительная возможность возвращения к предмету психиатрии в своем последипломном образовании. На данном этапе формирования психотерапии как самостоятельной специальности ее фундаментом являются знания по психиатрии, особенно в той ее области, которую принято обозначать «малой психиатрией», где от врача-психотерапевта требуется еще более тонкое владение психопатологическим анализом, чем в области «большой» психиатрии», учитывая общий патоморфоз психических заболеваний, увеличение числа стертых форм эндогенной психической патологии с их сложной дифференциальной диагностикой и повышенной в связи с этим суицидальной опасностью. Само содержание программы подготовки по психотерапии должно, кроме общих вопросов состояния и развития психотерапевтической специальности, ее истории и отечественных традиций, включать в себя вопросы организации Ссылки по теме: Об объективизации психотерапевтической работы, А.С. Яковис, Определение показаний к психотерапии, В.В. Холявко, Динамика психотерапевтической помощи, О научной проблематике в психотерапии, Клиническая лингвистика в психотерапии неврозами, Исследование системы отношений личности при психотерапии неврозов, О типологии психотерапевтических мишеней при лечении неврозов, Психотерапия в лечении психических расстройств, Психотерапия в наркологических учреждениях, Автореферат диссертации М.Б. Ремесло, Автореферат диссертации А.К. Королева, |
||