![]() (812) 330-34-34
Главная » Труды сотрудников центра » Научные разработки сотрудников центра » Исследование системы отношений личности при психотерапии неврозов Исследование системы отношений личности при психотерапии неврозов
· Далее оценивается «Эмоциональный тон предложения», которому присваивается один из шести оттенков. 1) положительный (например, «более всего я люблю своего ребенка»); 2) отрицательный (например, «меня очень беспокоит моя болезнь»); 3) неопределенный (например, «эта история началась давно»); 4) положительный с отрицательным моментом (когда в целом тон предложения положительный, однако, в нем присутствуют слова с отрицательным эмоциональным значением; например, «он надеялся, что преодолеет свою болезнь»); 5) отрицательный с положительным моментом (когда в предложении с отрицательным эмоциональным тоном присутствуют содержания, имеющие положительное значение, например, «меня очень беспокоит, что из-за своей болезни я не могу ухаживать за своим ребенком так, как бы я хотела»); 6) положительно-отрицательный (когда в одном предложении присутствуют смысловые единицы с положительным и отрицательным эмоциональными оттенками; например, «раньше я любил свою работу, а теперь она мне неприятна»).
· Следующий шаг обработки сырых данных – выявление «Типа» или «Типов отношений» представленных в предложении. Авторами методики выделяется 7 «Типов отношений», характеризующих психологическую связь субъекта с действительностью : 1) «потребностный» (содержание предложения касается потребностей, желаний человека, именно через них субъект осуществляет связь с реальностью; например, «в детстве ее желанием было стать художницей»); 2) «эмоциональный» (предложение выражает эмоциональное отношение, эмоциональную связь субъекта с действительностью, например, «она любит природу»; 3) «когнитивный» (в предложении представлено познавательное отношении, познавательный подход к действительности; например, «в чем причина моей болезни, я не знаю»); 4) «оценочно-характеризующий» (в предложении дана оценка, характеристика чего-либо, или кого-либо; например «он волевой человек»); 5) «деятельностный» (в предложении описано какое-либо действие, поведение, деятельность; например, «раньше мы ходили в поход»); 6) «рассуждательский» (содержание предложения представлено в виде рассуждения, например, «если бы он послушал меня, этого бы не случилось»); 7) «описательно-констатирующий» (предложение констатирует или описывает что-либо, например, «солнце медленно поднималось над горизонтом»). Таким образом, каждому предложению присваивается один или два из семи «Типов отношения». · В заключении каждое предложение оценивается с точки зрения наличия в его содержании какого-либо противопоставления, «Конфликта». Например, предложение «я очень любила своего мужа, и разлука с ним была для меня большой травмой» отражает наличие внутреннего конфликта. Таким образом, обобщенный анализ протокола опирается на следующие критерии: частоту встречаемости «Тем», «Частных характеристик тем», «Типов отношений», «Типов эмоционального тона предложений» и процент предложений, содержащих «Конфликт». Полученные результаты составляют профиль отношений личности. Исследование особенностей системы отношений личности больных с невротическими расстройствами в процессе психотерапии Ссылки по теме: Об объективизации психотерапевтической работы, А.С. Яковис, Определение показаний к психотерапии, В.В. Холявко, Динамика психотерапевтической помощи, О научной проблематике в психотерапии, Клиническая лингвистика в психотерапии неврозами, О типологии психотерапевтических мишеней при лечении неврозов, Психотерапия в лечении психических расстройств, Психотерапия в наркологических учреждениях, О психотерапии в условиях общей врачебной практики, Автореферат диссертации М.Б. Ремесло, Автореферат диссертации А.К. Королева, |
||