![]() (812) 330-34-34
Главная » Труды сотрудников центра » Научные разработки сотрудников центра » Исследование системы отношений личности при психотерапии неврозов Исследование системы отношений личности при психотерапии неврозов
основанием различения указанных классов испытуемых.
При этом остаточная различающая способность канонической функции (показатель лямбда Вилкса) составляет всего 0,14, а уровень её статистической значимости по критерию Хи-квадрат превышает уровень 99,9 % (p<0,001). Результаты тестирования получаемой модели показывают, что набор используемых в анализе «Тем» даёт только одну ошибку на 110 случаев классификации. С помощью методики МИЗО могут быть достоверно дифференцированы классы испытуемых, разделенных по параметру ведущего синдрома. В данном случае взята полная выборка пациентов (92 человека). Выделялись следующие классы: невротические расстройства с ведущим синдромом невротической депрессии (22 случая); невротические расстройства с ведущим фобическим синдромом (37 случаев); невротические расстройства с ведущим обсессивным синдромом (33 случая); Собственное значение канонической функции в каждом из трёх случаев превышает число классов. По имеющемуся набору переменных объекты классифицируются достаточно точно (6 ошибок на 110 случаев классификации). Это наглядно подтверждает высокие дифференциально-диагностические возможности методики МИЗО. Характеристика системы отношений личности может с высокой точностью диагностировать наличие или отсутствие невротического расстройства у испытуемого, а также определять особенности типических структур отношений, соответствующих группе с тем или иным видом ведущего синдрома . Оптимизация методики МИЗО Громоздкость методики МИЗО побудила нас к исследованию возможностей сокращения объема стимульного материала и критериев анализа полученных данных. Мы выдвинули следующие гипотезы: существуют «Темы», не имеющие дифференциально-диагностического значения для отнесения испытуемого к группе больных с невротическими расстройствами или к группе здоровых лиц; существуют более информативные для исследования «Темы», которые заставляют разные группы испытуемых порождать различные по своей семантической нагрузке высказывания. Значимость «Тем» для различения классов испытуемых определялась по совокупности значений двух критериев: F-статистика показывает значимость переменной для анализа (различения отдельных классов испытуемых). Лямбда Вилкса демонстрирует остаточную дискриминативную способность переменной. Можно сказать, что F-статистика служит основанием для включения переменной в конечный список «Тем», значимых для различения классов, а роль лямбды Вилкса определяет окончательное решение об исключении переменной из анализа. По результатам анализа установлено, что активную роль в различении выборок больных и здоровых испытуемых играют только 21 «Тема» (на уровне значимости не менее 0,05). При этом для 7 «Тем» вероятность ошибки р<0,001 (уровень значимости выше 99,9%). Для этих «Тем» максимальная величина показателя Лямбды Вилкса составляет 0,89 («Нравственно-этическая» «Тема»), а минимальная – 0,75 («Тема» «Мучения, страдания, беспокойство, психическая травма»). Они вносят максимальный вклад в различение классов больных и здоровых испытуемых. Именно на них следует обращать особое внимание при анализе первичных данных. Только 14 «Тем» значимы для различения групп испытуемых до и после лечения. Примечательно, что в различении классов испытуемых по параметру ведущего синдрома активно участвует 21 «Тема». При этом списки «Тем», Ссылки по теме: Об объективизации психотерапевтической работы, А.С. Яковис, Определение показаний к психотерапии, В.В. Холявко, Динамика психотерапевтической помощи, О научной проблематике в психотерапии, Клиническая лингвистика в психотерапии неврозами, О типологии психотерапевтических мишеней при лечении неврозов, Психотерапия в лечении психических расстройств, Психотерапия в наркологических учреждениях, О психотерапии в условиях общей врачебной практики, Автореферат диссертации М.Б. Ремесло, Автореферат диссертации А.К. Королева, |
||