![]() (812) 330-34-34
Главная » » «Становление отечественной психотерапии»
Третий симпозиум состоялся в Ленинграде в 1979 г. В нем участвовало 100 делега-тов. Заседания были посвящены: 1) теоретико-методическим основам психотерапии, 2) месту и значению психотерапии в системе реабилитации, 3) психотерапии неврозов и ал-коголизма, 4) формам и методам психотерапии. Четвертый — в 1982 г. в Потсдаме и Берлине. Предметом обсуждения на нем явля-лись: 1) исследования в психотерапии, 2) значение теоретических аспектов для психоте-рапии, 3) формы ее дальнейшего развития, 4) лечебные психотерапевтические модели. На симпозиуме была принята резолюция, посвященная 10-летиему развитию психотерапии в социалистических странах после пражского симпозиума, в ней были отражены вопросы дальнейшего исследования практических аспектов психотерапии, ее форм и методов, ра-боты врачей, психологов, медицинских сестер в психотерапии, разработке моделей психотерапии в отдельных областях медицины, таких как реабилитация, лечение соматических больных и др. Пятый симпозиум проходил в 1985 г. в Будапеште. Программа симпозиума вклю-чала в себя: 1) дифференцированные показания к психотерапии, 2) вопросы супервизии, 3) эффективность различных видов психотерапии. Симпозиум проходил совместно с конференцией венгерской секции по психотерапии, в его работе приняли также участие западные специалисты. Шестой симпозиум состоялся в 1988 г. в Софии. На нем также обсуждался широкий круг вопросов, относящихся к теории, методам и организации психотерапевтической помощи. Развитию психотерапии как общемедицинской дисциплины способствовали нормативные акты МЗ СССР и МЗ РСФСР. Приказ МЗ СССР № 791 от 2.09. 1975 «О мерах по улучшению психотерапевтической помощи населению» сыграл важнейшую роль в переходе психотерапии на качественно новый уровень в здравоохранении. В соответствии с этим приказом началась специализация и усовершенствование по психотерапии, было запланировано открытие в период с 1976 по 1980 гг. 150 психотерапевтических кабинетов в составе общесоматических поликлиник столиц республик и ряда крупных городов. В 1979 г. был организован Всесоюзный центр по психотерапии на базе кафедры психотерапии ЦОЛИУВ (в настоящее время РМАПО), а в 1986 г. Российский научно-методический и организационный центр по психотерапии и медицинской психологии на базе отделения неврозов и психотерапии Института им. В.М. Бехтерева (с 1995 г. — Федеральный научно-методический центр по психотерапии и медицинской психологии). Всесоюзный центр возглавил В.Е. Рожнов, а Российский — Б.Д. Карвасарский. Оба центра, особенно второй, после распада СССР определили развитие российской психотерапии. В истории советской и российской психотерапии впервые указаны основные пси-хотерапевтические школы. Теоретической основой Павловской школы психотерапии явилось учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности с определяющими ее эффективность охранительным и активирующим принципами. Первыми психотерапевтами, связавшими свою судьбу с И.П. Павловым, были Б.Н. Бирман, Л.Б. Гаккель, Н.Н. Трауготт. Однако более яркой фигурой Павловской школы психотерапии был Н.В. Иванов — видный отечественный психиатр и психотерапевт. В 1954 г. он защитил докторскую диссертацию, посвященную истории отечественной психотерапии, на которую многие годы ссылались как специалисты, так и идеологи. П.В. Иванов существенно расширил практику психотерапии. Активная психотерапия по Н.В. Иванову — это метод корригирующего воздействия путем регулярных, систематических бесед с больным, построенных на основе разъяснения и убеждения, с целью формирования у него активного противодействия заболеванию. В динамике психотерапии врач последовательно использует охранительный и активирующий подходы. При всей безусловной директивности метода, Н.В. Иванов подчеркивал роль интерперсонального компонента для успеха психотерапии, важность отношений в диаде «врач-больной». Особого внимания заслуживает Харьковская школа психотерапии. В становлении психотерапии в СССР важную роль сыграла первая кафедра психотерапии Украинского института усовершенствования врачей, организованная И.3. Вельвовским в 1962 г. в Харькове. В 1973 г. в своем пленарном обзорном докладе о состоянии психотерапии в социалистических странах известный болгарский психотерапевт Ат. Атанасов писал о Харьковской школе следующее: «Современное состояние психотерапии в Харькове могло бы дать представление о развитии этой дисциплины в СССР. Психотерапия в Харькове строится на физиологических основах. Основатель этой школы К.И. Платонов содействовал развитию гипнологического направления, но его последователи развивали также и методы психотерапии в состоянии бодрствования, среди них — получившую мировую известность родовспомогательную психопрофилактику» (Атанасов Ат., 1973). Основными методами психотерапии, применяемыми и разрабатываемыми специалистами харьковской школы, были гипносугтестивные, а позже аутогенная тренировка, что во многом определялось «духом времени», особенностями общественного сознания, свойственных тоталитарному режиму. Большой вклад в развитие преподавания и исследований на кафедре психотерапии Украинского института усовершенствования врачей внесли М.Э. Телешевская, А.Т. Филатов, А.М. Миллер, К.И. Мировский, А.Л. Гройсман и др. Особое положение в Харьковской психотерапевтической школе заняла Н.К. Липгарт и ее ученики, которым принадлежит заслуга в распространении на Украине групповой психотерапии. Харьков стал одним из центров по обучению психотерапии и сохранил эту позицию на многие годы, здесь же были заложены основы использования психотерапии в соматической практике и в курортологии. Другим важным центром, где активно развивалась психотерапия, оказавшим влия-ние на становление этой дисциплины, была и остается по сей день Москва. Основы мос-ковской школы психотерапии были заложены еще до рассматриваемого в данном иссле-довании периода и связаны с именами виднейших отечественных психиатров – Ю.В. Каннабиха, В.А. Гиляровского, С.И. Консторума. В качестве наиболее видных представителей московской школы психотерапии следует выделить В.Е. Рожнова, М.С. Лебединского, М.Е. Бурно. В.Е. Рожнов внес большой вклад в развитие отечественной психотерапии, активно участвуя в создании нормативных документов и приказов МЗ СССР 1975 и 1985 гг., на основании которых в номенклатуру врачебных специальностей была внесена специальность «психотерапия», а в номенклатуру врачебных должностей – должность врача-психотерапевта. Началось формирование единой психотерапевтической службы, отражающей основные принципы оказания лечебной помощи населению в СССР – принципы ступенчатости и преемственности в виде следующих основных звеньев: психотерапевтических кабинетов в общесоматической поликлинике, психоневрологическом диспансере, учреждениях специального назначения. Благодаря этому психотерапия была официально признана самостоятельной медицинской специальностью и созданы условия для более широкой подготовки психотерапевтических кадров. Основные труды В.Е. Рожнова посвящены гипнозу, эмоционально-стрессовой гипнопсихотерапии. Он – автор около 200 научных работ по вопросам психотерапии и пограничных состояний. Эмоционально-стрессовая психотерапия В.Е. Рожнова относится к директивным, гипносугестивным методам психотерапии, с акцентированием воздействия на эмоциональную сферу больного и использование ее в психотерапевтическом процессе. Методика разработана для больных, страдающих алкоголизмом, однако затем появились ее модификации для работы с боль-ными неврозами, прежде всего, при истерических расстройствах с зафиксированными акцент-симптомами, а также при заикании и других заболеваниях. Отличительной чертой методики при алкоголизме является опора на адекватное лечебным задачам эмоциональ-ное воздействие, приводящее к выработке устойчивой условно-рефлекторной эмоцио-нально отрицательной реакции на алкоголь. В этом отношении В.Е. Рожнов может счи-таться последователем Павловского учения. Позднее он учитывал принципы групповой динамики, указывая на необходимость создания в группе оптимального напряжения с ак-тивным использованием его конструктивного потенциала, что способствует развитию качественно нового уровня групповой сплоченности и глубинной личностной перестройке ее членов, с формированием навыков адекватного разрешения интерперсональных конфликтов. Благодаря активному сотрудничеству с психотерапевтами социалистических стран, он сумел интегрировать в свой метод опыт таких специалистов как К. Höck, который особое внимание уделял именно процессу создания адекватного внутригруппового напряжения и его использованию в ходе психотерапии. С точки зрения терапевтической значимости заслуживает отдельного упоминания метод терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно, проникнутый тонким клиницизмом и направленный на обучение больного приемам творческого самовыражения с осознанием собственной ценности и социальной значимости с учетом его защитных механизмов. Этот метод относится к экспрессивной арттерапии и направлен на активизацию конструктивного креативного потенциала пациентов, что приводит к изменению самооценки и преодолению дефензивных стереотипов поведения. В последнее десятилетие XX и начале XXI века в развитие отечественной психотерапии существенный вклад внес В. В. Макаров, прежде всего, как талантливый организатор, который уже много лет проводит циклы повышения квалификации и обучения по психотерапии в различных регионах страны. Он является автором ряда пси-хотерапевтических методик, в том числе отечественной модификации трансактного ана-лиза. Особое место в становлении советской и современной российской психотерапии принадлежит Ленинградской – Санкт-Петербургской школе психотерапии, которая по праву считается ведущей в стране в течении многих десятилетий. Ее основателем является В.Н. Мясищев (1893-1973), ученик А.Ф. Лазурского и В.М. Бехтерева. В 1935-39 гг. он разработал концепцию «психология отношений» и на ее основе патогенетическую психотерапию, ставшую «наиболее разработанной в нашей стране системой каузальной психотерапии» (Карвасарский Б.Д., 1979). Анализируя представления В.Н. Мясищева и известной западной школы Эго-психологии Н. Hartmann (1926, 1946, 1949), Е. Erickson, E. Kris (1946, 1949), R. Loewenstein (1946, 1949), можно сделать вывод об их определенной близости. Несмотря на отсутствие привычных психоаналитических терминов, теория личности, неврозов и психотерапии, основанная на психологии отношений, содержит ряд динамических положений. Это подтверждается диссертационной работой ученицы В.Н. Мясищева Е.К Яковлевой (1940), а также публикациями ортодоксального аналитика из США I. Ziferstein, который около года находился в отделении неврозов и психотерапии Института им. В.М. Бехтерева и непосредственно наблюдал за работой врачей клиники Он отметил, что несмотря на директивную позицию, использование прямых советов в качестве терапевтической техники, отсутствие аналитической терминов в лексиконе ленинградских психотерапевтов, проводимую психотерапию можно считать аналитической по содержанию. |
||
ООО "Институт социального проектирования" |