Добро пожаловать Гость! Мы рады приветствовать вас на наших форумах. Вы должны зарегистрироваться, чтобы оставлять сообщения. Если вы уже зарегистрированы, то просто войдите используя форму для входа.
Человек не доводит до конца ни одно дело, постоянно ругает себя за лень, а в откровенном разговоре признается, что ему стыдно за свою силу воли. Попытки скорректировать ситуацию самостоятельно (по книгам) не доводятся до конца - как и все прочие дела. Но к психотерапевту идти не хочет. Как определить, что является причиной нежелания:
- эти самые "сила воли и лень" (ie. проблемы в эмоционально-волевой и мотивационно-познавательной сфере) - то есть ему бы хотелось, чтобы все изменилось, но как-нибудь с минимальными усилиями
- или внутренняя удовлетворенность существующим положением иждивенца - то есть ему на самом деле и не хочется ничего менять, но очень стыдно в этом признаться.
И если удастся "диагностировать" первую из причин, возможна ли какая-то помощь этому человеку (вариант "приковать к себе наручниками и отвести к психотерапевту" не рассматривается
Для планирования помощи в таких ситуациях в первую очередь нужно провести четкую квалификацию происходящего и дать клинико-психологическую оценку феноменам поведения.
В Вашем вопросе неявно связывается самоупреки, Вашего знакомого - «…ругает себя за лень, а в откровенном разговоре признается, что ему стыдно за свою силу воли…» с проблемами эмоционально-волевой сферы, но феноменология нарушений поведений, например при пограничных расстройствах, очень сложна и часто отличается от понимания «воли» или «силы воли» в обыденной психологии.
То, что в обычной жизни мы называем «силой воли» при клинической оценке может определяться практически всеми формами нарушений психического и психологического функционирования: например, нарушениями в эмоциональной сфере при депрессивном состоянии, в том числе при маскированных депрессиях, нарушениями мышления при наличии сверхценных идей, работой невротического механизма при наличии внутренних противоречий и пр. и др.
Поэтому я бы не упрощал ситуацию и не сводил все к простой дихотомии «или не хочет – или нарушение волевой регуляции», но поставить вопрос об определении признаков нежелания важных для него самого поступков и тогда была бы другая дихотомия «не хочет - или расстройство»…
Тогда критерием обычного психологического нежелания действовать без признаков поведенческих нарушений была бы явная избирательность его «силы воли» по отношению к внешним должествованиям, например: нет «силы воли» пойти в институт, но есть воля целую ночь просидеть за компьютером, нет «силы воли» пойти работать, но есть воля создать ситуацию в семье, когда родители кормят, поят, покупают одежду и оплачивают телефон и интернет…
Что же касается вообще развития волевых навыков у человека, то на эту идею социализации работает вся педагогика и коррекционная в том числе. В этом смысле все воспитание сводится к трансформации биологических инстинктов в человеческие потребности))
Правильно ли я понимаю, что если вдруг дело все-таки в обычной недоразвитости волевых навыков ("сила воли и лень), то никакая помощь невозможна, остается только ждать, что решит сам человек: то ли оставить все как есть, то ли серьезно с этим бороться.
И еще. Объясните, пожалуйста, почему Вы жестко связали развитие волевых навыков с социализацией. Конечно, нежелание зарабатывать средства к существованию действительно противоречит требованиям социализации. Но (не настаиваю, что так бывает у всех – сужу по своему опыту) такое нежелание часто существует одновременно с нежеланиями другого рода. Например, с вечера человеку хочется встать утром, сделать зарядку, и дальше в бодром настроении заняться интересным делом – а наутро он встает поздно, хмурый, зарядку не делает, да и к интересному делу тащит себя насильно (хотя когда возьмется – действительно, вспоминает, что дело интересное). Или вот еще. Человеку хочется поесть салат оливье, но в магазин идти неохота, самому делать салат тоже, родственники на работе. И в результате он тоскливо жует вареную картошку (с майонезом – если повезло найти его в холодильнике). Эти нежелания, весьма многочисленные, к социализации, по-моему, отношения не имеют (какое дело социуму до того, из каких продуктов индивид получил калории?), но имеют отношении к волевым навыкам.
1. В первую очередь я как раз и полемизировал с Вашим представлением о том, что бывает такая недоразвитость волевых навыков, что об этом известно окружающим. Наши волевые сбои, как правило, незаметны окружающим из-за того, что мы это тщательно скрываем от них (я не могу себя заставить сдать сессию, но объясняю это предвзятостью преподавателей; не могу заставить себя заниматься зарядкой и придумываем для этого специальные занятия шейпингом; не могу заставить себя бросить курить, а заявляю, что данные о вреде курения недостоверны и пр. …). Если об этом знаете Вы (не член семьи), то это дает основание говорить о наличии клинических причин нарушения волевых механизмов. Это возможно, какое-то пограничное расстройство, которое нужно лечить!
2. Бывает ли нарушение волевой регуляции не связанное с болезнью у взрослого человека? Да, это может случиться в семьях особого типа, когда родители или близкие родственники организовывают отношения в семье по типу гиперпротекции. Тогда такую ситуацию нужно рассматривать как семейную сложность и помогать семье, как клиенту, представляющему из себя естественную семейную группу. В этой ситуации семья должна быть таким заказчиком помощи, а не «идентифицированный пациент» по терминологии Э.Г. Эйдемиллера.
Здравствуйте,Равиль!
Будьте добры,ответьте и на мой вопрос,который связан со следующим Вашим высказыванием:
"Бывает ли нарушение волевой регуляции не связанное с болезнью у взрослого человека? Да, это может случиться в семьях особого типа, когда родители или близкие родственники организовывают отношения в семье по типу гиперпротекции. Тогда такую ситуацию нужно рассматривать как семейную сложность и помогать семье, как клиенту, представляющему из себя естественную семейную группу. В этой ситуации семья должна быть таким заказчиком помощи, а не «идентифицированный пациент» по терминологии Э.Г. Эйдемиллера. "
А если семья не считает возможным становиться таким "клиентом для психотерапии",что может сделать сам
«идентифицированный пациент»,чтоб изменить ситуацию?как он может "повзрослеть"?
"Идентифицированный пациент" может, конечно, все изменить в своей жизни и сам, и при помощи психотерапевта. Но для этого ему надо преодолеть 2 препятствия: собственную анозогнозию (отказ признавать наличие своего расстройства), а также влияние семейного окружения (близкие часто неосознанно способствуют расстройству этого "идентифицированного" пациента).
Равиль,
Спасибо за ответ,хотя и короткий)))
Хотелось бы спросить еще: Вы как-то сказали,что измениться человеку может помочь либо курс психотерапии,либо какая-то экстремальная ситуация на грани выживания,либо прочтение большого количества литературы,если я правильно поняла,которая отражает существенные человеческие ценности.Какие конкретно произведения Вы имели в виду,или м.б.что оказало влияние на Вас?
Я действительно, говорил как-то))), что человек может измениться в экстремальной ситуации, при соприкосновении с настоящим искусством и с психотерапией. Речь идет о настоящем искусстве. Это такое искусство которое побуждает душу к работе и заставляет пересматривать взгляды на жизнь. Каждому свое…А что касается меня, то я в данной ситуации не могу быть полезной моделью - я психотерапевт