Главная » Форум » Задать свой вопрос » Как Вы относитсь к духовно-ориентированной психотерапии?
Форум
 
Пятница 03.04.2009, 22:09

Лана


Пользователь
Новичок
Сообщений: 2
Дата регистрации: 03.04.2009
ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Уважаемый Равиль, добрый день!
Примирились ли сегодня, на Ваш взгляд, религия и наука пси?
И какое Ваше отношение к ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ?
Отредактировано Ravil: 13.06.2009, 17:01:21

Воскресенье 05.04.2009, 11:53

Ravil


Администратор
Писатель


Сообщений: 381
Дата регистрации: 12.01.2008
Ответ для Лены.
Дорогая Лена!
Спасибо за интересный и сложный вопрос. Думаю. Отвечу на Ваш вопрос обстоятельно после 6 апреля, когда закончиться Апрельский психотерапевтический семинар.
Отредактировано Екатерина: 18.05.2009, 18:25:00

Понедельник 06.04.2009, 23:51

Лана


Пользователь
Новичок
Сообщений: 2
Дата регистрации: 03.04.2009
ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Здравствуйте, Равиль!
Спасибо, буду ждать. Ваше мнение для меня очень авторитетно.


Пятница 10.04.2009, 10:55

Ravil


Администратор
Писатель


Сообщений: 381
Дата регистрации: 12.01.2008
Ответ для Ланы!
Итак, духовно ориентированная психотерапия...
Психотерапевтическое взаимодействие чрезвычайно сложный и многомерный процесс. При общении врача-психотерапевта со своим пациентом, конечно, имеет значение содержание встречи (тема, тематика). Однако психотерапевтическое взаимодействие, определяется тремя «плоскостями соприкосновения душ» - когнитивной, эмоциональной и поведенческой. В этом смысле психотерапия больше похожа на такую лабораторную (экспериментальную, тренировочную) жизнь. Одна из пациенток с последней группы сказала, что "...психотерапия - это жизнь, где практически нет вещей и дел, а есть только люди и поступки". И эта целительная (от слова целостность) сущность психотерапии в большей степени раскрывается не в содержании, а в форме взаимодействия. Например, если я со своим пациентом буду говорить о смысле жизни, то это будет просто разговор про смысл жизни. Если я буду с пациентом говорить о его духовности, то это будет просто разговор про его духовность. Но может быть и другой пример: если я учу пациента духовности, то тогда это уже будет не психотерапия, а тоталитарная секта!
В этом смысле в современной психотерапии ведущие и научно-обоснованные методы акцентируют внимание именно на форме психотерапии: индивидуальная групповая, семейная, средовая и т.д. Они отражают суть происходящих изменений и позволяют человеку, совершенствуясь личностно, научиться понимать свои чувства, осознавать свои цели, стать способным реализовывать собственные замыслы.
Если применить метафору с образованием, то психотерапия решает проблемы успеваемости человека и помогает ему учиться, а не является алгеброй или физикой. Выбор предмета обучения человек должен совершить именно сам, основываясь на импульсе своего личностного роста, который он получил в психотерапии.
Поэтому компетенция психотерапия заканчивается на возможности личностного роста, а содержание самой духовности - это вообще дело философии, искусства и религии. НО может ли психотерапевт взять на себя ответственность, какую духовность выберет его пациент: философскую или религиозную? Конечно, нет! Это дело самого человека.
Именно поэтому я считаю, что всякие попытки создавать и развивать духовно-ориентированную психотерапию, православную психотерапию, пастырскую психотерапию, «дзеновскую» психотерапию - это чрезвычайно опасные занятия граничащие с навязыванием человеку сути духовности. Про духовность можно говорить или нет, но это будет предельно бессодержательная философская идея "Духовность, духовность, духовность...". А если ей заняться конкретно, то это будет религия, искусство, философия. А если создать в отдельно взятом психотерапевтическом кабинете религиозную духовность, то это будет, еще раз подчеркну - к сожалению секта! Компетенция психотерапия заканчивается на уровне личности, а духовность - это не дело психотерапевта.
Есть, конечно, одно исключение. Если при церкви создается психотерапевтический кабинет, то, наверное, не будет ничего плохого, если там сами прихожане будут и психотерапевтами, и пациентами, хотя и это, конечно, сомнительная идея. У меня был пациент, который захотел и сменил веру! В этой ситуации гражданский психотерапевт помог (я помог), а духовный очевидно пытался бы удерживать в рамках веры.
Так что, если подытожить мое мнение, я знаю, что такие подходы есть, на них имеют право приверженцы отдельной веры или доктрину, но это скорее исключение, потому что когда они придут к гражданскому психотерапевты, им позволят осмыслить все без исключения проблемы, в том числе и проблемы отношения с их конфессией с гражданских, общечеловеческих позиций.

С уважением, Равиль Назыров, к.м.н., руководитель Центра.

Отредактировано Екатерина: 18.05.2009, 18:41:07