(812) 330-34-34
Главная » Психотерапевтическая программа "Подростки и родители" - семейная психотерапия детско-родительских отношений"
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «ПОДРОСТКИ И РОДИТЕЛИ»
Эта психотерапевтическая программа направлена на преодоление сложностей детско-родительских взаимоотношений или лечение различных эмоциональных расстройств у подростков, наличие которых в значительной мере определяется семейными факторами (+11).
Авторы и ведущие программы, семейные специалисты:
Одной из наиболее частых причин обращения в наш Центр, являются сложности во взаимоотношениях родителей и подростков, а также заболевания подростков, которые связаны с нарушенными семейных отношений. Причины нарушений в отношениях между подростками и родителями разные. Это и сложности адаптации подростка в новой семье родителя, когда дети от прежних браков трудно «сходятся» с новыми партнерами матери или отца, кризисы переходного возраста, проблемы родителей, а также жизнь в условиях неполной семьи, при которой один из родителей, пытается совместить различные роли в воспитании ребенка. В таких ситуациях проблемное поведение трудно устранимо, а заболевание подростка очень плохо поддается лечению. Многочисленные обращения к психологам, психотерапевтам, психиатрам и неврологам не позволяют добиться позитивных результатов коррекции и лечения, потому, что не учитываются семенные факторы болезни или проблемного поведения. К числу таких основных факторов относятся «дисфункциональная» или неполная семья, а также семья со сложными отношениями с партнерами из прошлых браков. Подростковая психика не справляется со сложной семейной ситуацией и заболевание, неосознанно «пытается» улучшить ситуацию, «вернуться» в прошлую семью, вернуть ушедшего отца или мать… Учитывая большое количество обращений мы разработали специальную психотерапевтическую программу, направленную на оказания помощи при проблемах, которые возникают во взаимоотношениях родителей и детей подросткового возраста (от 11 лет и старше), а также подготовили специальную пару ко-терапевтов – специалисты, которые одновременно работают с семьей – являются родственниками – отец и дочь. Обратившейся семье помогают не просто специалисты в области семейной психотерапии, но и люди, которые имеют позитивный опыт разрешения подростковых проблем в реальной жизни. Страдающей семье помогает «психотерапевтическая семья», имеющая сходную ролевую структуру. В каких случаях эта программа является полезной? Это программа полезна, когда в центре заболевания или проблемы лежат дисфункциональные отношения между родителями и детьми… Несмотря, на то, что сложности во взаимоотношениях родителей и подрастающих детей достаточно распространённое явление, более того конфликт «отцов и детей» является нормальным этапом взросления молодого человека в некоторых случаях требуется помощь специалистов. Помощь специалистов требуется тогда, когда родителям и детям сложно справиться самостоятельно с возникающими сложностями. Особенно это касается ситуаций, когда семью захватывают затяжные и неразрешимые конфликты, длительные и непреодолимые ссоры, застарелые обиды. Когда ситуация выходит «из-под контроля» и становится источником значительных трудностей или даже причиной заболевания подростка. Возникающая болезнь подростка является фактором патологической адаптации – болезнь как бы «пытается» неосознанно «помочь» подростку улучшить отношения в семье. В этих случаях рекомендовано обращение к специалистам по детско-родительской семенной психотерапии. Предлагаемая программа полезна и тогда, когда затяжных семейные проблемы приводят к снижению успеваемости подростков в школе или в ВУЗе, способствуют возникновению сложностей в отношениях со сверстниками и преподавателями. Программа показана и в тех случаях, когда семейные трудности способствуют возникновению заболеваний и пограничных психических расстройств у детей и подростков. Большинство пограничных психических расстройств имеют семейные причины. Многочисленные исследования в нашей стране и за рубежом выделяют расстройства, основными причинами которых, является патология семенной системы. К расстройствам с высоким значением семейных факторов болезни, относят депрессивные состояния и невротические расстройства, нарушения пищевого поведения (анорексию и булимию), тики (тикозные гиперкинезы), тревожные и панические расстройства, соматоформную дисфункцию (функциональные нарушения органов и систем организма). Отдельное место в перечне расстройств, которые в значительной мере определяются сложностями отношениях между родителями и детьми, занимают проблемы зависимого поведения – химическая, игровая и компьютерная зависимость. Количество обращений с этими расстройствами увеличивается каждый год. Лечение зависимостей детей и подростков практически невозможно без нормализации семьи. В этих случаях также целесообразно не затягивать обращение к специалистам по семейной психотерапии. Это связано с тем, что большое значение в развитии любых форм зависимостей, кроме индивидуальных сложностей человека, имеют и семейные факторы, к которым относятся неправильный стиль воспитания, сложные отношения между членами семьи и т.д. Эти факторы зависимого поведения можно устранить только в процессе такой специализированной семейной психотерапии. Кроме семейной психотерапии можно упомянуть еще и методики семейного консультирования, которые подходят для благополучных семей, не имеющих сложных конфликтов, но заинтересованных в получении психологической информации о принципах устройства семьи, о «правильных» и «не правильных» способах воспитания. Семейное консультирование бывает полезным и когда необходимо принять важные семейные решение, или просто научиться понимать своих детей, а также планировать изменение стиля воспитания и взаимоотношений с уже взрослыми детьми…
Наиболее распространенные причины обращения: · Конфликтные взаимоотношения детей и родителей (конфликты, ревность, отвержение одного из родителей, проблемы с воспитанием и т.д.). · Сложности с воспитанием детей от первого брака одного из супругов (или приемных детей). · Сложности подростка при адаптации в коллективе (прогулы учебных заведений, отсутствие или недостаточный круг дружеского общения). · Проблемы с успеваемостью или посещаемостью в учебных заведениях. · Патологические формы подростковых кризов. · Специфические формы нарушения поведения, в том числе уходы и побеги из дома, мелкие кражи, конфликты с родственниками, дромомания. · Невротические расстройства у подростков (повышенная тревожность, тики, страхи, панические атаки, фобии, навязчивости и т.д.). · Химическая, лекарственная, игровая и компьютерная зависимости. · Психосоматических расстройств, например, некоторые формы бронхиальной астмы, гастрита, язвенной болезни, дерматитов и др.
Как мы работаем? Особенности и преимущества нашего подхода: Во-первых, с каждой семьей работает пара специалистов, психотерапевт и психолог, которые кроме всего прочего еще имеют и родственные отношения: отец и дочь. Мы считаем, это важным преимуществом, т.к., кроме профессионального образования и навыков, у специалистов есть личный, позитивный опыт преодоления разных жизненных сложностей и противоречий, с которыми сталкиваются многие родители и дети в процессе жизни. Во-вторых, за несколько лет работы мы отработали эффективную психологическую программу, предназначенную для коррекции детско-родительских отношений. Программа состоит из последовательных этапов и в большинстве случаев дает позитивные результаты даже в очень «трудных» и «запущенных» случаях. Например, наша программа, основанная на детско-родительской семейной психотерапии, дала позитивный результат у подростка с тикозным гиперкинезом, который до обращения к нам несколько лет наблюдался у врача психиатра. Врач-психиатр заявила родственникам, что патогенетического лечения (основанного на понимании причин расстройства психотерапии) этот случай не имеет и молодому человеку придется принимать психофармакотерапевтическое лечение …все оставшуюся жизнь! До получения устойчивого результата потребовался шестимесячный курс психотерапии. У нас нет готового шаблона для решения так называемых «типичных» семейных сложностей. Опыт и профессионализм наших сотрудников позволяет использовать индивидуальный подход в каждом случае. Мы считаем, что каждая обратившаяся семья уникальна, имеет свои историю, особые причины для возникновения конфликтов и недопониманий, а также и ресурсы для позитивного разрешения сложившихся проблемных ситуаций. Но вместе с тем, существуют понятные закономерности, которые не могут быть разрешены другими лечебными или коррекционными подходами.
ПОДРОБНЕЕ О ПРОГРАММЕ:
Программа включает в себя диагностический, основной и поддерживающие этапы.
1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП ПРОГРАММЫ
На диагностическом этапе программы происходит знакомство с обратившейся семьей. Осуществляется семейная диагностика и формируется план работы с семьей. Нашей основной задачей на этом этапе работы является исследование причин возникновения сложностей, проблем и заболеваний. Каждая семья – это сложная система, где все ее члены оказывают взаимное влияние друг на друга, поэтому важной задачей станет не поиск «виноватого», а исследование общих семейных механизмов взаимодействия и причин возникающих проблем. Это позволит понять, какие формы взаимодействия членов семьи приводят к сложностям, а какие напротив, являются ресурсами для их преодоления. На этом этапе семейные специалисты тщательно исследуют историю семьи и стиль взаимодействия членов семьи друг с другом.
Основные вопросы, которые должны быть прояснены на данном этапе, следующие: · каким образом распределены обязанности и ответственность внутри семьи; · кто за какие сферы отвечает и насколько успешно; · как именно принимаются решения в семье; · способствует ли семья удовлетворению индивидуальных потребностей, каждого ее члена; · каковы механизмы «типичных конфликтов» и кто из членов семьи, какую роль в них играет; · какие есть ресурсы и сильные стороны во взаимодействии членов семьи.
В некоторых случаях, для решения диагностических задач, может быть рекомендован расширенный диагностический этап (семейный Check-up психического здоровья – диагностическая программа).
В этом случае, в зависимости от показаний, привлекаются дополнительные специалисты: врач-психиатр, невролог, нарколог, сексолог, а также клинический психолог для проведения психодиагностики (семейной и/или индивидуальной клинической психодиагностики).
Расширенный диагностический этап может быть необходим при существовании проблем длительное время, а также для диагностики или исключения психических и неврологический заболеваний, а также зависимостей, что само по себе может быть источником дисгармонии в семье и индивидуальных сложностей одного из ее членов. Результатом диагностического этапа является функциональный семейный диагноз, который дает четкое представление о том, какое именно взаимодействие членов семьи способствует формированию сложностей, а какое, напротив, может рассматриваться как ресурс. Далее, после достижения согласованного представления о причинах сложностей, результатах и целях психологической работы между специалистами и обратившейся семьей, разрабатывается план психологической или психотерапевтической работы.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП ПРОГРАММЫ
Если в результате семейной диагностики не выявлены расстройства и речь идет о неглубоких семенных проблемах - трудности вызвана скорее отсутствием важной информации или навыков, а члены семьи (несмотря на конфликты) относятся друг к другу с любовью и принятием, готовы меняться и экспериментировать ради друг друга - возможно проведение психологического семейного консультирования, которое составит 3-4 встречи с информированием семьи, разработки «домашних заданий», тренировкой отдельных навыков, а также поиском новых, еще не опробованных, способов решения ситуации. Если сложности семьи существуют длительное время, или между членами семьи существуют затяжные и антагонистические конфликты, и друг к другу накоплено большое количество не проявленных «негативных» чувств (гнева, обиды, вины или тревоги) необходима более глубокая психологическая работа или семейная психотерапия. Для преодоления таких сложностей потребуются создание принципиально нового способа взаимодействия между членами семьи и изменения в устройстве семьи (перераспределения лидерства, ответственности, прав и обязанностей за различные сферы семейной жизни), изменение характера общения между членами семьи (создание новых конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций). Для реализации этих изменений потребуется длительное время и глубокая личностная и душевная вовлеченность всех членов семьи. Это будет сложно, но вместе с тем, такая глубокая личностная работа способна преодолеть многие, казалось бы «неразрешимые» сложности в отношениях родственников. Среднее количество встреч при семейной психотерапии – 10-15 в течение 4-6 месяцев. В некоторых случаях семейные встречи могут сочетаться с индивидуальной психологической или психотерапевтической работой. Это показано при наличии расстройства или значительных личных сложностей у кого-либо из членов семьи. Более того, в некоторых случаях рекомендуется помимо работы с семьей, проводить отдельное консультирование или психотерапию членов семейной группы разными специалистами. Например, с родителем работает один психотерапевт, а с ребенком или подростком – другой. На индивидуальных встречах проводится лечение расстройства, прорабатываются личных проблемы и вопросы, касающихся личной жизни члена семьи, затрагиваются проблемы, влияющие на качество семейных взаимоотношений. При интенсивной индивидуальной психотерапевтической работе с детьми (или с кем-либо из членов семьи) частота семейных встреч снижается (например, семейная встреча проводится 1 раз в 1-2 месяца).
Даже после преодоления основных сложностей, в силу того что новые конструктивные способы семейные взаимодействия еще не «укрепились» и не стали естественными, многим семьям требуется поддерживающая помощь, в рамках которой специалисты помогают семье сохранять выбранный «курс» на здоровые и гармоничные отношения. Частота встреч на поддерживающем этапе составляет в среднем 1 раз в 1,5 - 2 месяца. Общие эффекты обращения на детско-родительскую психотерапию. · Оптимизация отношений между родителями и детьми. · Преодоление затяжных конфликтов. · Коррекция стиля воспитания. · Преодоление сложностей социальной адаптации подростков (решение проблем в отношениях со сверстниками, преодоление психологических факторов низкой успеваемости, конфликтности, повышенной тревожности, лечение невротических состояния у подростков и т.д.).
Предлагаемая программа специализированной детско-родительской семейной психотерапия является важным инструментом и восполняет существовавший ранее пробел в психотерапевтических технологиях. Она помогает провести диагностику и провести коррекцию отношений между детьми и родителями и исключить детско-родительские отношения из числа патологических факторов длительных проблем и пограничных расстройств.
ПРИБЛИЗИТЕЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ПОДРОСТКИ И РОДИТЕЛИ» - ПРОГРАММА СЕМЕЙНОЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ (+11):
1. «ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ» ЭТАП ПРОГРАММЫ – (СЕМЕЙНЫЙ CHECK-UP ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ)
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП ПРОГРАММЫ (СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ).
3. ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ ЭТАП ПРОГРАММЫ (ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ).
Продолжительно программы: каждый случай уникален, длительность работы с семейными специалистами зависит от причины обращения и ситуации в семье. Для некоторых семей достаточным является прохождение диагностического этапа и несколько последующих консультаций, для кого-то потребуется более глубокая психологическая работа. В среднем продолжительность психологической работы с семьями составляет от 3-х месяцев до 1,5 лет.
Участие в программе «Подростки и родители» - это возращение гармонии и любви в семье!
Записаться можно здесь или по телефонам: (812) 579-18-51; (812) 330-34-34; +7 (911) 996-34-34.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||