(812) 330-34-34
Индивидуальная психотерапия
Индивидуальная психотерапия обычно противопоставляется другим основным формам психотерапии - групповой психотерапии (где основным инструментом лечебного воздействия выступает психотерапевтическая группа), коллективной психотерапии (в настоящее время имеющую пожалуй лишь историческое значение) и семейной психотерапии (вернее семейно-супружеской).
В современных психотерапевтических программах (индивидуальная программа психотерапии, которая разрабатывается для конкретного пациента) индивидуальная психотерапия является основой для сочетания с другими формами психотерапии. Сегодня индивидуальная психотерапия используется в рамках практически всех концептуальных и методических направлений в психотерапии, которые определяют специфику психотерапевтического процесса, цели и задачи, способы воздействия, методические приемы, тип контакта между пациентом и психотерапевтом, длительность и другие переменные. Индивидуальная психотерапия представляет собой сложный процесс, в котором взаимодействуют различные клинические, психологические, клинико-лингвистические, социокультурные факторы, профессиональные качества и личностные особенности, как пациента, так и психотерапевта, помимо собственно психотерапевтической техники и условий ее реализации. Индивидуальная психотерапия в сложных случаях является элементом комплексной терапии в сочетании с другими формами психотерапии, а также другими методами лечения фармако-, физио- или социотерапией. В настоящее время выделяют т.н. общие факторы лечебного действия индивидуальной психотерапии вне зависимости от теоретических взглядов психотерапевтов различных школ. По Мармор ( Marmor J., 1978) выделяется восемь основных факторов, присущих всем психотерапевтическим методам в той или иной степени: 1) отношения сотрудничества пациента с психотерапевтом как основа, на которой строится психотерапия; 2) первоначальное ослабление напряжения, основанное на способности пациента обсуждать проблему с лицом, от которого он надеется получить помощь; 3) познавательное обучение за счет информации, получаемой от психотерапевта; 4) оперантная модификация поведения больного за счет одобрения или осуждения со стороны психотерапевта и повторяющегося коррективного эмоционального опыта в отношениях с психотерапевтом; 5) приобретение социальных навыков на примере психотерапевта; 6) убеждение и внушение – явное или скрытое; 7) применение или репетирование более адаптивных форм поведения, при условии – 8) эмоциональной поддержки со стороны психотерапевта. |
||