![]() (812) 330-34-34
Главная » Труды сотрудников центра » Научные публикации сотрудников центра » О классификации психотерапевтических мишеней О классификации психотерапевтических мишеней
1-я группа. Нозоспецифичные психотерапевтические мишени (Психотерапевтические мишени нозологической специфики). В эту группу психотерапевтических мишеней включаются феномены, описываемые языком клинической семиотики и специфичные для конкретного заболевания (расстройства или сходной группы расстройств). Наличие этой группы мишеней в когнитивно-мотивационной схеме психотерапевта важно для интеграции психотерапии в систему медицинской помощи с содержательной стороны. Мишени этой группы не только способствуют формированию клинически-ориентированной программы психотерапии, но и обеспечивают профессиональную коммуникацию: между психотерапевтами (например, при проведении в рамках одной лечебной программы индивидуальной и групповой психотерапии разными специалистами), между психотерапевтом и другими участниками психотерапевтической бригады ( врачом-психиатром, медицинским психологом, социальным специалистом), между психотерапевтом и руководителем ЛПУ.
2-я группа. Психотерапевтические мишени, специфичные для психотерапевтического метода. Теоретические обоснования психотерапевтических методов, относящихся к основным направлениям психотерапии, зачастую оперируют гипотетическими теоретическими конструктами, часть из них можно сопоставить с выявляемыми, проявляемыми или обозначаемыми клиническими феноменами. Они составляют группу мишеней, специфичных для психотерапевтического метода. Эти представления психотерапевта определяют его методические приемы, а зачастую и профессиональную стратегию. Они связаны с теоретическими обоснованиями конкретных методов и неотделимы от методик интервенции, предлагаемых психотерапевтическими методами. Например, интрапсихический конфликт – предполагаемое образование, объективизация которого затруднена. Но осуществление психодинамической психотерапии невозможно без предположения о существовании интрапсихического конфликта. Выделение подобных мишеней позволяют оценивать адекватность методических приемов заявленным целям психотерапии, в том числе в рамках супервизии. 3-я группа. Психотерапевтические мишени специфичные для личности пациента. Это феномены связанные не столько с клиническими характеристиками конкретного пациента, а в большей степени с личностью пациента, его личностными механизмами и проявлении личности в конкретной клинической ситуации: межличностный конфликт, уровень самооценки, уровень алекситимии и др. Эта группа мишеней находится на границе компетенции психотерапевта и медицинского психолога, и, в частности объясняет необходимость привлечения медицинского психолога к участию в психотерапии. 4-я группа. Психотерапевтические мишени, специфичные для психотерапевтического процесса. Возможно выделить феномены, имеющие отношение к психотерапевтическому взаимодействию психотерапевта и пациента вне рамок конкретного психотерапевтического метода. Воздействие на мишени этой группы необходимо для создание условий проводимой психотерапии. Примерами мишеней такого рода могут быть феномены отражающие особенности участия пациента (избегание, пассивность), психотерапевта (созависимость, степень директивности) или стиля коммуникации между ними в процессе психотерапии. Эти мишени описывают специфику построения психотерапевтических отношений, качество и специфику психотерапевтического контакта. 5-я группа.Психотерапевтические мишени, специфичные для клинической ситуации. Эта группа мишеней прямо или косвенно характеризует особенности клинической ситуации и зачастую не относится к компетенции самой психотерапии (является внешним условием проведения психотерапии), но при этом определяет ее эффективность. Примерами мишеней этой группы может быть: недостаточная психологическая культура пациента, пребывание пациента в психотравмирующей ситуации, негативные эффекты психофармакотерапии и др. Выявление мишеней этой группы и их описание необходимо для разграничения сфер компетенции и помогает определять потребность в других специалистах ( психиатре, коррекционном педагоге, медицинском психологе, социальном специалисте). В настоящее время оценка практической значимости описанной системы мишеней психотерапии проводится в рамках выполнения диссертационного исследования, которое предполагает соотнесение выделенных групп мишеней с клиническими случаями психотерапии на примере психотерапии больных с невротическими расстройствами. Ссылки по теме: Апрельский семинар 2014, Автореферат Назырова, Апрельский семинар 2010, Место внебольничной психотерапии, Психодиагностика процесса психотерапии, Что такое внебольничная психотерапия?, О психотерапевтической подготовке врачей общей практики, О концепции внебольничной психотерапии, Поможет ли при шизофрении психоанализ?, Можно ли изменить судьбу?, Страдание - это патология?, Словарь терминов, Записаться на участие, Вип - психотерапия, Групповая динамическая психотерапия, |
||
ООО "Институт социального проектирования" |