![]() (812) 330-34-34
Главная » Труды сотрудников центра » Научные разработки сотрудников центра » О типологии психотерапевтических мишеней при лечении неврозов О типологии психотерапевтических мишеней при лечении неврозов
для создания качественных условий проводимой психотерапии. Примерами мишеней такого рода могут быть феномены отражающие особенности участия в психотерапии пациента (избегание, пассивность), психотерапевта (созависимость, степень директивности) или стиля коммуникации между ними в процессе психотерапии. Психотерапевтические мишени этой группы описывают специфику построения психотерапевтических отношений, качество и специфику психотерапевтического контакта.
4-я группа мишеней: Можно выделить также группу психотерапевтических мишеней, специфичных для клинической ситуации. Такое выделение необходимо для разделения сфер компетенции специалистов, оно также помогает определять потребность в тех или иных специалистах (психиатре, коррекционном педагоге, медицинском психологе, социальном специалисте). Есть две основных причины отнесения феноменов этой группы к компетенции психотерапии: во-первых, учет этой группы феноменов напрямую влияет на качество психотерапевтического процесса, а зачастую и на саму возможность его осуществления; во-вторых, специфика клинической ситуации зачастую проявляется (или изменяется) только в процессе психотерапии и фактическая сторона межперсональных сложностей пациента может выступать в качестве фактологической стороны психотерапевтического процесса, в-третьих, привлечение других специалистов психотерапевтической бригады, должно в значительно мере учитывать запросы самого пациента и само привлечение других специалистов является составляющей процесса психотерапии. Что касается первой причины, то речь, видимо, идет о симптоматическом уровне вмешательства, который возможен в рамках любой по направлению психотерапии. Однако, в клинической психотерапии речь идет именно о затруднениях в обеспечении, а не о чем-то самоценном. Иначе говоря, если мы имеем дело с мишенью этого типа, то результативность воздействия на нее может являться необходимой предпосылкой для успеха, но не может быть успехом психотерапевтического вмешательства вообще. Примерами феноменов этого типа могут быть: уровень психологической грамотности пациента, вовлеченность пациента в психотравмирующей ситуации, разрушение семьи пациента во время заболевания невротическим расстройством, болезнь другого члена семьи, материальная зависимость пациента от других членов семьи и пр. 5-я группа мишеней: Многие этиологические (объяснительные) теории при описании мишеней психотерапии оперируют конструктами, (гипотетические образованиями типа интрапсихического конфликта), часть из них можно сопоставить с выявляемыми, проявляемыми или обозначаемыми феноменами. Они составляют группу мишеней, специфичных для психотерапевтического метода. Эти конструкты находятся в представлениях психотерапевта о пациенте и причинах невротического расстройства, они определяют поведение психотерапевта по отношению к пациенту. Они определяются теоретическими Ссылки по теме: Об объективизации психотерапевтической работы, А.С. Яковис, Определение показаний к психотерапии, В.В. Холявко, Динамика психотерапевтической помощи, О научной проблематике в психотерапии, Клиническая лингвистика в психотерапии неврозами, Исследование системы отношений личности при психотерапии неврозов, Психотерапия в лечении психических расстройств, Психотерапия в наркологических учреждениях, О психотерапии в условиях общей врачебной практики, Автореферат диссертации М.Б. Ремесло, Автореферат диссертации А.К. Королева, |
||