![]() (812) 330-34-34
Главная » » «Становление отечественной психотерапии»
Большое значение для исторического анализа имело изучение международных кон-тактов, которые значительно обогатили отечественную психотерапию и стали стимулом для ее дальнейшего развития. Главную роль в организации сотрудничества с социалисти-ческими странами сыграла рабочая группа психотерапевтов социалистических стран, в которую от СССР вошли В.Е. Рожнов и Б.Д. Карвасарский. Сотрудничество осуществля-лось в форме международных симпозиумов по психотерапии, которые последовательно проходили в разных странах, совместных конференций и коллоквиумов, межинститутских договоров о научном сотрудничестве, совместных научных исследований, обмена специалистами, издания совместных работ и монографий. В работе рассматриваются отдельные этапы сотрудничества и состояние психотерапии в каждой из социалистических стран. Следует подчеркнуть, что состояние психотерапии в этих странах в указанный период характеризовалось разработанностью системы терапевтического сообщества, групповых форм работы, новых психотерапевтических техник, меньшей оторванностью от мирового опыта. Отечественная психотерапия внесла свой вклад в сотрудничество, главным образом, хорошо разработанными клиническими традициями, с пониманием нейрофизиологических изменений при неврозах, единой системой личностной концепции и психогенеза невротических расстройств. Достижения в области психотерапии в социалистических странах привели к широ-кому распространению и дифференцированному применению различных форм и методов психотерапии в психиатрической и общесоматической лечебно-восстановительной прак-тике (Кабанов М.М., 1979; Карвасарсклй Б.Д, Ташлыков В.А., 1983; Alexiew А., 1976; Hidas G., 1976; Hock К., Konig W., 1979; Kratochvil S., 1976; Seidel K., Szewczyk N., 1976). Важнейшие вехи сотрудничества ученых СССР, ГДР, ПНР, ЧССР и специалистов других социалистических стран нашли отражение в ряде совместных публикаций, к ос-новным из них можно отнести 5 сборников трудов Института им. В. М. Бехтерева: «Груп-повая психотерапия при неврозах и психозах» (Л, 1975), «Клинико-психологические ис-следования групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях» (Л, 1979), «Исследования механизмов эффективности психотерапии при нервно-психических забо-леваниях» (Л., 1982), «Возрастные аспекты групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях» (Л., 1988), «Транскультурадьные исследования в психотера-пии» (Л., 1989). Итоги совместной работы с варшавскими коллегами по групповой психотерапии были опубликованы в коллективных монографиях: в 1983 г. в Варшаве «Psycho-terapia grupowa. Pod redakcyja Stefana Ledera i Borisa D. Karwasarskiego». (Warszawa Panstwowy Zaklad Wydawnictw Lekarskih), ч эта же книга вышла на русском языке «Групповая психо-терапия» (под ред. Б.Д. Карвасарского и С. Ледера», М.: Медицина, 1990). В монографии был обобщен опыт межинститутского научного сотрудничества по различным вопросам теории и практики групповой психотерапии в лечении пограничных нервно-психических расстройств. В 1980 г. и в 1981 г. совместно с немецкими коллегами из Лейпдигского университета была издана монография: «Клинические и организационные вопросы реабилитации психически больных. Под ред. М. М. Кабанова и К. Вайзе». (М: Медицина, 1980). Год спустя та же монография вышла в Лейпциге (Leipzig: VEB Georg Thieme, 1981). «Klinische und soziale Aspekte der Rehabilitation psychisch KrankeD». Совместно с немецкими учеными вышла еще одна монография: «Фармакотерапевтические основы реабилитации психически больных. Под ред. Р.Я. Бовина и Г.Е. Кюне». (М.: Медицина, 1989). Отдельного внимания заслуживает многолетнее сотрудничество отечественных психотерапевтов и Всемирной ассоциации динамической психиатрии, представлены ос-новные этапы формирования и развития теоретических основ немецкой школы динамической психиатрии. Это был наиболее длительный и систематизированный совместный проект контактов с западными психотерапевтами. Здесь прослеживается ряд последовательных этапов: начавшись с отдельных личных контактов и обмена публикациями более, чем за 20 лет, эта совместная работа приняла планомерный характер с заключением договоров о научном сотрудничестве между институтами и ассоциациями, регулярным обменом специалистами, возможностью стандартного психоаналитического обучения для наших психотерапевтов, совместными научными исследованиями, широким участием отечественных специалистов, начиная с 1994 г., в конгрессах, проводимых Всемирной ассоциацией динамической психиатрии (Кабанов М.М., Незна-нов Н.Г.,.2003) Важность этой работы заключалась в том, что в ней было указано на общность взглядов и отдельных теоретических положений немецких и отечественных ученых: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Отдельным этапом стала адаптация тес-та ISTA и его дальнейшая разработка на отечественной популяции, выполненная сотрудниками Института им. В.М. Бехтерева под руководством Ю.Я. Тупицына. Социально-политические перемены привели к активизации сотрудничества с орга-низацией рабочих визитов и стажировок отечественных специалистов в Мюнхен, в клинику Ментершвайге с целью освоения методов динамической психиатрии. Так, с 1997 г. активно идет и развивается практическое сотрудничество с оренбургскими психотерапевтами, (Бабин С.М., 2003) с организацией обучающего цикла по основам динамической психиатрии в Оренбурге, который проводили немецкие специалисты. Подробно история сотрудничества была представлена в коллективной монографии российских и немецких авторов «Очерки динамической психиатрии Транскультуральное исследование» (2003). Отличительной чертой актуальной ситуации является активная издательская дея-тельность в области психотерапии. Под редакцией Б.Д. Карвасарского вышли два издания «Психотерапевтической энциклопедии», учебники по психотерапии и клинической психологии. Выпускаются монографии по психотерапии руководителями кафедр, ведущими специалистами в этой области ( Вид В.Д., 1993; Александров А.А., 1997; Эйдемиллер Э.Г., 1999; Макаров В.В., 2000, Бурно М.Е. 1989, 2000; Семке В.Я., 2001; Кулаков С.А., 2004, и др.). Акцентируется значение дальнейшей разработки традиций клинической психотерапии, что всегда было сильной стороной отечественной психотерапии, и на что указывают видные отечественные специалисты (Б.Д. Карвасарский, С.С. Либих, Г.Л. Исурина, Ю.Я. Тупицын, В.В. Макаров, М.Е. Бурно, и др.). Необходима разработка единого терминологического аппарата специальности. В работе проведен анализ состояния психотерапии на современном этапе. Выделе-ны основные тенденции: появление большого числа новых методов, которые не всегда имеют качественную теоретико-методологическую основу, наличие сепаратистских и ин-теграционных течений, с появлением двух крупных профессиональных объединений РИА, основывающейся на медицинской модели психотерапии и ППЛ, трактующей психотерапию более широко и размыто. Последний период характеризуется так называемым «альтернативным взрывом», с появлением большого числа народных целителей, оказывающих психотерапевтические услуги. В работе представлен характер международного сотрудничества и его особенности в новых социально-экономических условиях. Отдельному рассмотрению подверглись законодательные акты (Решетников М.М., 2001), определившие развитие психотерапии, в частности внедрение ее в общую психиатрию, где опыт динамической психиатрии может служить в качестве эффективной модели. 1. Вторая половина XX века явилась важнейшим историческим этапом в становле-нии отечественной психотерапии благодаря ряду факторов: смене и утверждению в меди-цине новой биопсихосоциальной парадигмы; ослаблению тоталитарного режима в после 1953 г. период; развитию медицинской психологии и учения о реабилитации; росту числа пограничных нервно-психических расстройств; влиянию на становление психотерапии в СССР социалистических стран. 2. Большое значение в развитии советской и российской психотерапии как отдель-ной дисциплины имели упрочившиеся в этой области медицинской науки и практики психотерапевтические школы: Павловская, Харьковская, Московская, Ленинградская – Санкт-Петербургская, хотя они и отличались по своей роли в разные периоды, в том числе и в степени близости к наиболее разработанным и эффективным течениям мировой психотерапии. 3. Ведущая роль в развитии психотерапии во второй половине XX века принадле-жит Ленинградской – Санкт-Петербургской психотерапевтической школе, что объясняет-ся ее историческими предпосылками, более интенсивным собственным развитием, близо-стью к динамическому направлению и более тесному сотрудничеству с зарубежными странами. 4. Значительное влияние на развитии психотерапии в рассматриваемый период оказало международное сотрудничество, прежде всего деятельность рабочей группы «Психотерапия» социалистических стран, обогатившая советскую и российскую психотерапию более широким методологическим, медико-психолопгческим, организационно-практическим содержанием и опытом. 5. Тщательно проведенный анализ в новых социально-исторических условиях по-казал близость отечественной концепции «психология отношений» как основы системы личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии к современному западно-му динамическому направлению в целом и особенно к краткосрочным его формам, осно-ванным на Эго-психологии. 6. Сопоставление содержания Ленинградской – Санкт-Петербургской школы пси-хотерапии с динамической психотерапией Г. Аммона указывает на важную роль сходства их теории и практики для развития наиболее трудной области – психотерапии психозов с учетом ряда положений: понимания важности интрапсихической сферы для возникнове-ния болезни и личности в целом, понимания центральной роли системы отношений в ядерной семье в качестве одного из факторов нервно-психических расстройств и происте-кающая из этого роль групповых методов для реконструктивной и коррекционной работы. 7. Ряд нормативных актов, принятых в изучаемый период, обеспечили проведение систематизированных организационных мероприятий, способствовавших формированию психотерапевтической службы и утверждению психотерапии как самостоятельной меди-цинской дисциплины. 8. Исторически сложившаяся клиническая ориентация отечественной психотерапии должна быть основой при оценке и использовании в практической деятельности все возрастающего на современном этапе развития психотерапии числа методов и технических приемов. 9. Ретроспективный характер проведенного исследования позволил извлечь уроки из собственной истории и по достоинству оценить ее с целью понимания того, что же из происходившего в прошлом вошло в психотерапевтическую классику и сформировало основы специальности, без чего невозможно ее дальнейшее развитие и совершенствование, и что со временем утратило свое значение. |
||
ООО "Институт социального проектирования" |