(812) 330-34-34
Главная » » «Становление отечественной психотерапии»
С конца 60-х гг. прошлого века в теории и практике мировой психотерапии отмечается выраженный рост интереса к краткосрочным, в том числе и динамически ориентированным, формам Здесь следует указать на работы Н. Davanloo (1978), D. Malan, (1976), J. Mann, (1978), P. E. Simeos (1978) Это динамическое направление отказалось в своей работе от таких основных понятий классического анализа как развитие невроза переноса с необходимостью глубокой регрессии пациента в процессе терапии, от сдержанной абстинентной позиции психотерапевта. Главный акцент в психотерапии делается на ситуации «здесь и сейчас», на том, что непосредственно происходит между психотерапевтом и пациентом, в процессе чего больной начинает лучше осознавать какую роль и функцию эти взаимодействия имеют в его повседневной жизни, при этом терапевт занимает активную директивную позицию. Сравнительный анализ, проведенный в работе с подробным сопоставлением основного содержания и приемов указанных краткосрочных методов, наглядно показал сходство их и личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, явившейся дальнейшим развитием патогенетической психотерапии В.Н. Мясищева, несмотря на различия в используемом терминологическом аппарате. Таким образом, несмотря на оторванность отечественной психотерапии от мирово-го опыта, ее развитие шло параллельными путями и привело к появлению оригинальной терапевтической модели, сравнимой с современными ей западными образцами. Представляет значительный интерес сопоставительный анализ содержания психо-терапии Ленинградской – Санкт-Петербургской школы и немецкой школы Динамической психиатрии G. Ammon, использовавшей в качестве одного из своих источников теоретическую базу Эго-психологии. Анализ их содержания показал близость позиций по ряду основных теоретических и практических аспектов таких, как понимание важности конфликта для возникновения болезни и развития личности в целом, понимания центральной роли системы отношений в ядерной семье в качестве одного из факторов возникновения нервно-психических расстройств и проистекающая из этого важная роль групповых методов для реконструктивной и коррекционной работы, широкое понимание системы отношений, включающее отношение к себе и к деятельности. В обеих личностных концепциях система отношений занимает ведущее место. Помимо этого, имеется сходство в терапевтических подходах и принципах построения терапевтических отношений в процессе лечения. Именно эта близкая, по сути, теоретическая база создала благоприятную почву для признания и адаптации методов динамической психиатрии у нас в стране, прежде всего в Петербурге, Москве, В.Новгороде и Оренбурге, с открытием в двух последних городах отделений динамической психиатрии в психиатрических больницах. Анализ выполненных и изданных работ показал, что наибольший вклад в дальней-шее развитие идей В. Н. Мясищева внесли его ученики — Е.Я. Яковлева (1959), Р.А. За-чепицкий (1966), А.Я. Страумит (1969), Б.Д. Карвасарский (1980), Ю.Я.Тупицын (1971), В.М. Шкловский (1979), Т.А. Немчин (1983), С.С. Либих 1974), B.А. Мурзенко (1975), В.К. Мягер (1976), Г.Л. Исурина (1982), В.А. Ташлыков (1984), В.А. Абабков (1994), А.А. Александров (1997) и последователи (Подсадный С.А., Чехлатый Е. И., 1994; Назыров Р.К., 1995; Ананьев В.А., 1998, Курпатов В.И., 2000), которые изучали психогенез отдель-ных клинических форм невротических расстройств и симптомокомплексов, эффектив-ность, патоморфоз, закономерности лечебного процесса, а также дополнительные методы и техники данной психотерапевтической системы, в том числе семейную психотерапию. Середина 1970-х гг. – новый этап эволюции ленинградской школы с появлением новой терапевтической системы, получившей название личностно-ориентированной (реконст-руктивной) психотерапии (Карвасарский Б.Д., 1985). Она включила в себя концепцию личности как систему отношений индивида с окружающей средой, биопсихосоциальную концепцию неврозов, сочетание индивидуальной и групповой форм психотерапии, на-правленных на достижение позитивных личностных изменений и коррекцию на-рушенной системы отношений. Созданию группового динамически ориентированного метода работы в рамках личностной концепции В.Н. Мясищева во многом способствовал опыт психотерапевтов из социалистических стран — Польши, ГДР, ЧССР и др. При проведенном в работе сравнении концепции В.Н. Мясишева и классика групп-анализа — Н.S. Foulkes (1966) очевидно их сходство по сути. Не используя, а часто даже не зная самих аналитических терминов, отечественные специалисты в центр своей работы ставили те же самые психические феномены. Важным этапом в развитии ленинградской школы психотерапии явилась организа-ция курса психотерапии (С.С. Либих, Н.А. Михайлова) на кафедре терапии №2 (зав. каф. – Ю.М. Губачев) в Ленинградском ГИДУВе в 1975 г., в 1982 г. на базе курса была открыта кафедра психотерапии, (зав. каф. — Б.Д. Карвасарский). Научно-педагогическое ядро ее составили до этого работавшие главным образом в Институте им. В.М. Бехтерева профессора В.А. Ташлыков, Э.Г. Эйдемиллер, А.П. Федоров, С.А. Кулаков, а также преподаватели Е.Б. Варшаловская, Л.М. Кульгавин, Б.А. Бараш, А.А. Щеголев, Н.В. Александрова. Особое значение кафедра приобрела в 80-е гг. XX века, именно тогда Российским научно-методическим центром по психотерапии и медицинской психологии МЗ РСФСР начала создаваться организационная структура (« вертикаль») из наиболее опытных психотерапевтов территорий, возглавивших на местах психотерапевтическую помощь, а в дальнейшем психотерапевтическую службу. Это способствовало повышению уровня психотерапевтического обслуживания населения на местах, распространению психотерапевтических знаний и росту имиджа психотерапии как самостоятельной дисциплины, а также знакомству психотерапевтов во всей стране с основами личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии. На современном этапе отмечается новый период в развитии личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии. Исходя из своей психодинамической направленности, но одновременно являясь достаточно пластичной и открытой системой, эта школа смогла освоить и включить в свой арсенал отдельные приемы и техники из двух других психотерапевтических направлений — поведенческого и гуманистического Трехкомпонентная организация системы отношений представляет собой хорошую предпосылку для органичного применения других психотерапевтических приемов с целью решения скорее этапных, тактических задач (Александров А.А. Бараш Б.А, Исурина Г.Л., 1992; Эйдемиллер Э.Г., 1994; Федоров А.П., 1995) в изменившихся условиях, когда необходимо достичь восстановления социального статуса больного в более короткие сроки. Как пишут Б.В. Иовлев и Э.Б. Карпова «концепция В.Н. Мясищева освоила весь медицинский ареал научной психологии в нашей стране». Другой важной составляющей ленинградской школы психотерапии стала психоте-рапия психозов, которая активно разрабатывалась в указанный период в клиниках Инсти-тута им. В.М. Бехтерева в рамках концепции реабилитации под руководством М.М. Каба-нова. Важную роль в этом сыграло начавшееся в 1973 г. многолетнее сотрудничество с университетской психиатрической клиникой Лейпцига и ее руководителями Ch. Kohler и К. Weise. Основные этапы сотрудничества нашли свое отражение в ежегодных и пятилет-них отчетах Института им. В.М. Бехтерева о международных научных контактах, а обоб-щенный опыт работы в ряде пособий для врачей и методических рекомендаций по психо-терапии психозов, которые подготовили сотрудники Института им. В.М. Бехтерева, и ко-торые были одобрены МЗ РФ (Вид В.Д., Воловик В.М., Гончарская Т.В., Днепровская С.В., 1982; Вид В.Д., Лутова Н.Б., Баженова С.Г., 1999). Благодаря изменениям, произо-шедшим в стране, стало возможным открыто определить психоаналитическую основу ме-тода. Книга В.Д. Вида «Психоаналитическая психотерапия при шизофрении» (СПб., 1993) нашла признание у специалистов и в 2001 г. вышла вторым изданием. В последний период в русле по-липрагмазических тенденций развития психотерапии в отделении восстановительной терапии психически больных Института им. В.М. Бехтерева успешно используются методы динамической психиатрии, в частности милие-терапия, а также эле-менты когнитивно-аналитической терапии G.A. Kelly (1955). Представляют интерес новые перспективные направления психотерапии, среди них активно развиваемые в Челябинске и Перми, основанные на психолингвистике. Использованы, в частности в психотерапевтической практике, возможности суггестивной лингвистики. К этим методам относится и метод И.Ю. Черепановой «Вербальная мифологизация личности» и его клиническая модификация С.И. Быкова «Вербальной мифологизации и инициации личности». Биографический материал, в том числе анамнез, если речь идет о пациенте, оценивается через призму мифологического сознания, а в работе применяются заимствованные из литературной работы приемы метафоры, гиперболы, героического эпоса, сказания, сказки, киносценария. Причины психической дезадаптации или невротических расстройств авторы видят в неадаптивной структуре личностного мифа. Специализированные лингвистические процедуры, целенаправленное использование ресурсов родного языка, активизация пассивного лексического запаса на фоне автобиографической работы позволяют повлиять на психологические механизмы пациента и привести к личностным изменениям. Стремительный научно-технический прогресс, определивший появление новых способов коммуникации, существенно изменивших ощущение дистанции и сам характер общения, формирование и бурное развитие так называемого «информационного поля», отличающегося особой динамичностью, поставили новые задачи перед психотерапией. Появился в печати первый отечественный опыт использования интернета и электронной почты для проведения психотерапевтической коррекции и супервизии. У этого нового метода имеется ряд преимуществ, прежде всего — это возможность оказания помощи лицам, проживающим в отдаленных районах страны, где получить квалифицированную психотерапевтическую помощь по месту жительства, из-за сохраняющегося дефицита квалифицированных специалистов практически невозможно. Ценность этого вида коммуникации не вызывает сомнений и при супервизии, позволяя большому числу специалистов, работающих на местах, получить своевременную и систематическую консультативную помощь у более опытных коллег из ведущих психотерапевтических центров, тем самым, способствуя повышению квалификации, хотя и не может заменить личную супервизию. |
||