(812) 330-34-34
Главная » » «Становление отечественной психотерапии»
Результаты собственных исследований
Определение основных предпосылок и условий становления отечественной психо-терапии в 60-70-е гг. XX века. В исследовании показано, что 60-70-е гг. XX века стали определяющими для выделения отечественной психотерапии в самостоятельную общемедицинскую специальность. Это относилось ко всем основным ее аспектам: научно-методологическим, собственно медицинским, психологическим, организационным, нормативным и другим. Выделены условия, которые определили интенсивное развитие психотерапии в изучаемый период: 1) смена ведущих парадигм в отечественной медицине — от биомедицинской, к психосоматической и биопсихосоциальной; 2) смягчение тоталитарного режима в СССР в послесталинский период и ослабление «железного занавеса» в период «оттепели»; 3) развитие медицинской психологии и начало систематической подготовки этих специалистов в государственных университетах и профильных НИИ; 4) рост числа пограничных нервно-психических расстройств с определяющей ролью в понимании их генеза и лечении медицинской психологии и психотерапии; развитие реабилитационного направления в психиатрии и впоследствии в других областях медицины; 5) влияние на становление психотерапии в СССР специалистов социалистических стран с более развитой психотерапией и отчасти через них — западных психотерапевтических направлении; 6) активное формирование психотерапевтических школ в новых условиях. В 50-е гт. XX века в психосоциальной и терапевтической сферах произошел пере-ход от монокаузальной модели мышления к системной парадигме, рассматривающей тот или иной феномен как следствие суммы факторов, специфическое взаимодействие кото-рых является причиной его возникновения. В первую очередь это было связано с работа-ми F.G. Alexander и соавт. (1968), М. Hahn (1979), Th. Uexxuell (1979), которые в своих ис-следованиях отражали связь между психоэмоциональным состоянием пациента и возник-новением соматических нарушений. Концепция биопсихосоциального подхода впервые была обстоятельно изложена G.L. Engel (1977), который синтезировав достижения психо-соматической медицины, обосновал тезис о мультифакторном характере заболеваний. На-ходясь отчасти под влиянием психосоциальных факторов, собственно клинические явле-ния сами становятся причиной вторичных поведенческих и психосоциальных проблем. Биопсихосоциальный подход как наиболее универсальный и системный, оформившись в новую парадигму медицины, внес особый вклад в развитие различных направлений пси-хотерапии, а также ее включение, уже как отдельной самостоятельной специальности, в общемедицинскую практику, осуществив тем самым ее интеграцию в медицину на каче-ственно новом уровне. В более характерной для отечественной медицины биологической ориентации не-малую роль сыграло искаженное распространение учения И.П. Павлова (главным обра-зом его учениками и последователями) практически на все области, связанные с медико-социальной практикой. На протяжении 30 лет оно было обязательной теоретической базой медицины, в том числе и психотерапии. В связи с этим основными психотерапевтическими методами являлись гипноз и аутотренинг, лечебные механизмы которых легко объяснялись и могли ограничиться физиологией высшей нервной деятельности. Значение же самого учения И.П. Павлова, его научная ценность являются бесспорными и признанными во всем мире, как в целом в науке, так и, прежде всего, для разработки одного из трех основных направлений современной психотерапии — бихевиористского в его различных модификациях. Необходимо подчеркнуть, что И.П. Павлов был далек от механистической трактовки психических нарушений и никогда не подменял психологию физиологией. Экспериментальные традиции, заложенные И.П. Павловым и его школой, позволили отечественным ученым быть в авангарде изучения нейрофизиологических процессов при невротических и других пограничных нервно-психических расстройствах, а также заложили основы клинического мышления, что явилось важной особенностью советской и российской школы психотерапии. Крайне негативную роль в становлении отечественной психотерапии в 50-е – 60-е гг. XX-го века сыграли Павловская сессия Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР (1950), а затем в 1951 г. Объединенное заседание расширенного Президиума Академии медицинских наук СССР и Пленума правления Всесоюзного общества невропатологов и психиатров, на которых указывалось, что советская психотерапия является «высшим этапом развития научной психотерапии». Особым нападкам подверглось учение S. Freud, хотя до середины 30-х гг. XX века психоанализ в нашей стране использовался рядом ученых и учреждений. Впоследствии же теории S. Freud подверглись осуждению и фактически запрету, прежде всего, в идеологическом плане. Примером этого может служить критика в «Вопросах философии» в 1948 г. С.Л. Рубинштейна, который был обвинен в том, что «впустил» в советскую психологию «реакционную идеалистическую бессмыслицу», с погружением в бессознательное, поскольку вслед за S. Freud полагал, что «в психике человека, в мотивах его поведения проявляются не только интеллект, в них существенную роль играют влечения, аффективные тенденции, которые часто приходят в острый конфликт с сознанием человека и, определяя его поведение, порождают жестокие потрясения». И таким образом оказывалось, что составляющая ряда психических процессов является «субъективной и лежит в нашем внутреннем мире». После 1953 г. в стране стали появляться общественно-политические и научные предпосылки для взаимодействия с зарубежными учеными и разработки ряда теоретиче-ских основ и положений современной психологии. Началось возрождение научной психологии и психотерапии. Сложились более благоприятные условия для развития медицинской психологии. При АМН СССР в 1962 году была создана проблемная комиссия «Медицинская психоло-гия», которую возглавил В. Н. Мясищев. Появились условия для развития личностно-ориентированной школы психотерапии (Е.К. Яковлева, Р.А. Зачепицкий, А.Я. Страу-мит). Вокруг В.Н. Мясшцева сплотился круг перспективных ученык, которые в после-дующие годы развивали концепцию патогенетической психотерапии своего учителя: Б.Д Карвасарский, В.К. Мягер, С.С. Либих, Ю.Я. Тупицын, Т.А. Немчин и др. Разрыв в уровне развития отечественной и зарубежной психотерапии стал сокращаться в конце 60-х – начале 70-х гг. XX века, в том числе благодаря введению в университетах специализации по медицинской психологии. В конце 60-х гг. XX века в связи с социально-политическими изменениями отмечается рост интереса к проблеме личности, начинают проводится конференции и симпозиумы, посвященные этой проблеме. К середине XX века стал очевиден рост числа пограничных нервно-психических расстройств, во многом определяющих психическое здоровье общества, т. е. именно тех заболеваний, в возникновении, течении, компенсации и декомпенсации которых ведущее значение имеет психический фактор, а в их лечении психотерапия становится либо основным лечебным подходом, либо одним из основных. По данным Б.Д. Петракова (1972) показатели заболеваемости неврозами имели отчетливую тенденцию к увеличению по периодам, особенно заметную после 1940 г. Подобная неблагоприятная динамика может быть объяснена рядом причин. 1) Влиянием макросоциальньк факторов — изменением политических и экономических условий в стране; отсутствием острой внешней угрозы; некоторой либерализацей существующего строя, что привело к повышению ответственности индивида за свою жизнь и соответственно увеличению интрапсихического напряжения; отсутствием острой угрозы со стороны внешнего врага с ростом дифференциации и агрессии внутри общества с тенденцией к поиску и искоренению внутреннего врага и соответствующим увеличением тревожного ожидания у ее членов. 2) Влиянием микросоциальных факторов, к которым следует отнести семейные, культурные, профессиональные. 3) Смягчением тоталитарного режима, что привело к появлению новых возможностей для развития индивида, одновременно усилив значение личной ответственности за свою судьбу и за принимаемые решения. Таким образом, возросший динамизм жизни повлек за собой большие требования и напряжение механизмов адаптации для совладания с конфликтами, которые приобрели многомерный характер. В 60-х гг. XX века возрастает интерес к реабилитационному направлению в меди-цине. Психотерапия в качестве важнейшего звена системы реабилитации получила мощ-ный стимул для своего развития. Важную роль в формировании общей теории реабилита-ции и практических ее аспектов в психиатрии в 60-х гг. XX века сыграл в нашей стране Ленинградский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева (М.М. Кабанов, В.М. Воловик, В.Д. Вид, А.П. Коцюбинский, С.В. Днепровская и др.) Обращение к теории и практике реабилитации способствовало дальнейшему развитию медицинской психологии как самостоятельной области, возникшей на границах психологии и медицины. В 1965 г. в Московском государственном университете был открыт факультет психологии и кафедра нейро- и патопсихологии, а годом позже – в 1966 г. – факультет психологии и специализация по медицинской психологии в Ленинградском государственном университете. В отчете об исполнении исследования № 28, предоставленным в МЗ РСФСР Ин-ститутом им. В. М. Бехтерева за 1976 г. приводятся материалы об основных достижениях медицинской психологии. «Проведен анализ более 200 литературных источников: моно-графий, статей, методических писем, содержащих информацию о результатах и направле-ниях научно-исследовательских работ по медико-психологической тематике в отчетном 1976 г. как в нашей стране, так и за рубежом. Отмечаются возрастающее значение меди-цинской психологии, расширение ее задач и возможностей. Повсеместно наблюдается отчетливая тенденция к использованию клинических психологов не только как узких специалистов в области психодиагностики, но и как равноправных партнеров врачей различного профиля в психотерапии и реабилитации, психопрофилактике и психогигиене. На этом этапе развития медицинской психологии как прикладной науки особенно велика роль теоретических и методологических исследований». В разработке теоретических и в особенности практических и организационных аспектов медицинской психологии большую роль сыграл в качестве головного учреждения страны Институт им. В. М. Бехтерева (И.М. Тонконогий, Л.И. Вассерман, Б.Д. Карвасарский, Е.Ф. Бажин, Б.В. Иовлев и др.). С начала 60-х гг. XX века начинаются первые контакты советских психотерапевтов с зарубежными коллегами. В длительной научно-практической командировке в Институте им. В. М. Бехтерева находился известный американский психоаналитик I. Ziferstein, а в 1974–75 гг. — немецкий психолог и когнитивно-поведенческий психотерапевт из Дюссельдорфа, ФРГ, W. Lauterbach. Пребывание в стране столь крупных специалистов в течение длительного времени в качестве наблюдателей, а сегодня мы бы сказали и супервизоров, не только способствовало обогащению наших знаний по двум основным направлениям зарубежной психотерапии (психоанализа и бихевиоризма), но и расширило представления о теории и практике западной психотерапии. В совместной работе с зарубежными коллегами отчетливее осознавался преимущественно суггестивный и директивный характер советской психотерапии в целом, вполне соответствовавший общественному сознанию страны, в то время как во многих зарубежных странах более эффективными и востребованными становились различные направления личностно-ориентированной недирективной психотерапии. Особую роль в развитии психотерапии сыграло сотрудничество с социалистиче-скими странами, прежде всего, благодаря деятельности рабочей группы «Психотерапия» социалистических стран и проведенным ею 5 научным симпозиумам по психотерапии в разных странах с участием советских специалистов. Им предшествовали чехословацкий конгресс по неврозам в Праге (1959), а затем международный симпозиум по групповой психотерапии (Берлин, 1966). Важнейшим этапом совместной работы стал Первый симпозиум социалистических стран по психотерапии, состоявшийся в Праге в 1973 г. В нем приняли участие представители всех социалистических стран, всего 35 человек, — Болгарии (Ат. Атанасов), Венгрии (G. Hidas), ГДР (К. Höck, G. Klumbies, G. Seidel, A. Katzenstein), Польши (S. Leder), Румынии (R. Wiyanu), Чехословакии (M Hausner, S. Kratochvil, M. Bouchal, O. Kondas), СССР (М.М. Кабанов, В.К. Мягер, Б.Д. Карвасарский). Основные доклады на симпозиуме были посвящены: 1) теории психотерапии в социалистическом обществе, 2) организации психотерапевтической помощи в отдельных социалистических странах, 3) методам психотерапии. Второй симпозиум социалистических стран по психотерапии проходил в 1976 г. в Варшаве-Коморове. Доклады на нем были посвящены: 1) психотерапевтической практике, 2) интердисциплинарному характеру психотерапии и 3) отдельным методам. |
||