![]() (812) 330-34-34
Главная » » «Становление отечественной психотерапии»
Практическая значимость. Основные положения диссертации, выносимые на защиту. 1. Вторая половина XX века в силу ряда внешних и внутренних обстоятельств яви-лась важнейшим историческим этапом в становлении отечественной психотерапии в качестве самостоятельной общемедицинской дисциплины. 2. Эти обстоятельства относились ко всем аспектам психотерапии — научно-методологическим, собственно медицинским, психологическим, организационным, нор-мативным и другим. 3. Особую роль в развитии советской психотерапии сыграло сотрудничество с со-циалистическими странами (деятельность рабочей группы «Психотерапия», соц-стран, межинститутские договора о научном сотрудничестве, включающие обмен идеями и практическим опытом). 4. В рассматриваемый период создаются основы психотерапевтических школ (Пав-ловская, Харьковская, Московская, Ленинградская - Санкт-Петербургская) с различной степенью близости к наиболее разработанным и эффективным течениям мировой психо-терапии. 5. Ведущую роль в развитии современной советской психотерапии сыграла Ленин-градская – Санкт-Петербургская школа психотерапии, благодаря своим историческим корням, собственному развитию, сотрудничеству с зарубежными странами. 6. Несмотря на идеологизацию психотерапии, длительную изоляцию ее от ведущих направлений этой науки в других странах, развитие отечественной психотерапии шло параллельными путями и привело к появлению оригинальных психотерапевтических методов, сопоставимых с современными ей западными образцами. Формы внедрения. Результаты проведенного исследования используются в образовательных програм-мах на кафедре психотерапии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, кафедре психотерапии Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова, в Учебном центре Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева при обучении врачей-психотерапевтов и клинических (медицинских) психоло-гов. Публикации и апробация работы. Основные положения диссертации докладыва-лись на конгрессе Всемирной ассоциации динамической психиатрии (Мюнхен, 2001); на-учно-практической конференции «Психотерапия и клиническая психология в общемеди-цинской практике» (Иваново, 2000), а также вошли в состав 2 монографий: «Психотера-певтическая энциклопедия» (2000) и «Очерки динамической психиатрии. Транскульту-ральное исследование» (2003). Структура и объём диссертации. Диссертация изложена на 204 страницах и состоит из введения, обзора литературы, описания материала и использованных методов исследования, глав с анализом полученных результатов, заключения, выводов, списка литературы, который включает в себя 211 работы на русском и 126 на иностранных языках. Содержание работы
Материал и методы исследования. Материалом исследования служили документы Санкт-Петербургского государст-венного исторического архива, архива Института им. В.М. Бехтерева. Кроме того, были использованы отечественные и зарубежные периодические издания второй половины XX века, такие как «Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтере-ва», «Вопросы философии», «Вопросы психологии», «Журнал высшей нервной деятель-ности», «Вестник психотерапии», «Вестник психоанализа», «Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова», «Вестник Академии медицинских наук СССР», «Dynamische Psychiatrie», «Psyche», «Psychoterapia», «Berichte Psychotherapie und Neurosenforschung des Hauses der Gesundheit Berlin», «Psychoanalitic study of the child», «Archive of general psychiatry», материалы всесоюзных ч российских съездов невропатоло-гов и психиатров, сборников конгрессов, симпозиумов и конференций как отечественных, так и с международным участием, по актуальным проблемам исследования личности, психотерапии и медицинской психологии, среди них материалы международных симпозиумов социалистических стран по психотерапии, всемирных конгрессов Всемирной Ассоциации Динамической Психиатрии, сборники коллективных трудов Института им. В.М. Бехтерева. Использовались медицинские и литературно-художественные труды как отечественных, так и зарубежных авторов изучавшегося времени, а также коллективные монографии, руководства, учебные пособия, учебники и методические рекомендации по вопросам психотерапии. Помимо этого, изучению подвергались законодательные и нормативные акты вто-рой половины XX века и диссертационные исследования, отразившие отдельные аспекты становления и развития отечественной психотерапии. Был использован также ряд работ, определяющих основные принципы рассмотрения клинической дисциплины с историче-ских позиций. Основным методом исследования был историко-аналитический и, в частности ме-тод устной историографии. |
||
ООО "Институт социального проектирования" |