(812) 330-34-34
Главная » Применяемые методы » Другие методы и подходы психотерапии » Неоповеденческие психотерапевтические методы Неоповеденческие психотерапевтические методы
НЕОПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОТЕРАПИИ основывается на изучения и использовании в психотерапии модели человеческой коммуникации, которая может быть эффективно использована для организации или описания взаимодействий в психотерапии, педагогике, менеджменте с целью их оптимизации и включает в себя современное направление постэриксоновской психотерапии (эриксоновский гипноз, позитивная психотерапия), нейролингвистическое программирование разрабатываемое с 1975 г. американцами Бендлером (Bandler R.) и Гриндером (Grinder J.) (математиком и лингвистом по базисному образованию) и их последователями, а также психотерапию преобразующего взаимодействия (А.Вовк с соавторами, 1998-2005). Термин предложен В.Холявко (2008).
Эти методические приемы базируется на ряде источников: 1) на изучении и анализе практики Эриксона (Erickson М. Н.), Сатир (Satir V.) (семейная психотерапия), Перлса (Perls F. S.) (гештальт-терапия) и других представителей американской психотерапии; 2) на современных данных о межполушарной асимметрии — различиях в переработке информации правым и левым полушариями; работах Бейтсона (Ваteson G.), посвященных «экологии разума», со ссылкой на зоопсихологические данные формирования нестандартных «творческих» стереотипов поведения дельфинов при определенных условиях дрессировки; 3) на трансформационной грамматике Хомского (Chomsky N.), выделяющей глубинные структуры языка, правила организации и трансформации сообщения; 4) на исследованиях кибернетики 50—60-х гг., стирающих границы между искусственным и естественным интеллектом; на теории логических типов Рассела (Rassel В.). Таким образом, Н. п. является междисциплинарной интегративной концепцией необихевиористской ориентации. Базисные постулаты этих психотерапевтических инструментов можно сформулировать следующим образом: 1. Человеческий организм, мозг подобны компьютеру, имеющему набор программ. Помимо генетического программирования, формирование «программ» стереотипов поведения и жизнедеятельности в целом осуществляется путем закрепления внушений значимых лиц, самопрограммирования и стрессовых переживаний, сопровождающихся трансовыми состояниями сознания. 2. Большая часть «программы» не осознается и не предъявляется в речи, но отражена в глубинных речевых структурах. Важную информацию «программы» подготовленный наблюдатель может считывать, задавая целенаправленно сформулированные вопросы и ориентируясь на специфические (формальные) языковые структуры и индивидуальные невербальные проявления в ответе человека. 3. Все поведенческие стереотипы (симптомы) имели в прошлом и, вероятно, имеют и в настоящем адаптивные функции. Но возможно «перепрограммирование» (точнее — самопрограммирование) человека на новые, более адаптивные стереотипы на основе особенностей переработки информации и трансовых состояний пациента. |
||