Добро пожаловать Гость! Мы рады приветствовать вас на наших форумах. Вы должны зарегистрироваться, чтобы оставлять сообщения. Если вы уже зарегистрированы, то просто войдите используя форму для входа.
Равиль, здравствуйте!
Давно обдумываю следующую мысль.
Возможно ли поработать с врачом-гипнологом с целью поговорить с самой собой?
Причины многих трудностей тщательно прячутся в голове, хочется узнать СВОЕ мнение о происходящем, вопреки тому, что бессознательное ловко прячет ответы.
Очень хочется выяснить своё настоящее отношение к происходящим событиям, существующим взаимоотношениям и истинным желаниям.
Однако, чем дальше в лес, тем труднее отличить свое от приобретенного и наносного.
Вот и хочется сделать такую своеобразную инвентаризацию "под крышечкой", если никак по-другому с собой не разобраться. Надоело врать самой себе и разыгрывать роли.
Уже не понимаю, где заканчиваюсь я и начинается лицедейство.
Скажите, пожалуйста, есть ли противопоказания для подобного исследования?
Осуществима ли такая затея?
Ваши переживания свойственны всем людям ищущих "подлинность" в самих себе, "истинные" желания - одним словом, людям, идущим по пути личностного роста... Однако Ваше желание "поговорить с собой" основывается на психоаналитической гипотезе наличия "более подлинного" бессознательного и "менее подлинного" сознания. Таким образом, в самом замысле существует методическое противоречие; ставлю экзистенциальную (гуманистическую) цель (личностный рост), хочу решить ее за счет актуализации бессознательного (психоанализ), а для достижения цели хочу воспользоваться бехивиоральной техникой (гипноз).
Такой гуманитарный хаос из целей и средств возникает обычно у молодых психологов, приступивших к освоению основных психотерапевтических систем. Между тем, все три ведущих психотерапевтических теории являются просто метафорами описания двойственности человеческой натуры: человек действительно двойственен, но эта двойственность может актуализироваться, когда перед человеком будет поставлен соответствующий выбор и душа "начнет работать": в нем конечно есть и животное и социальное (психоанализ), подлинное и не подлинное (экзистенциально-гуманистическая традиция), адекватное и неадекватное поведение (когнитивно-поведенческая традиция).
Поставленный выбор, обнаруживающий человеческую двойственность может быть разрешен в ситуации выбора и только тогда создаст условия для развития. Простое смешение технических приемов просто снимет вопрос и уничтожит напряжение роста.
Ваши переживания по поводу различия "подлинного я" и "социальной роли" могут быть проработаны только при столкновении между собой в конкретной ситуации выбора. После их столкновения и переживания различий станет понятно, что внутренняя "подлинная сущность" никогда по настоящему не противоречит "социальной роли", а просто проявляется в ней. Применение психоаналитической техники устранит это противоречие, потому, что от реального поступка уведет к мудрствованию и размышлению. Применение поведенческой техники гипноза снизит остроту переживаний и вновь уведет от решения проблемы. Ну представьте - Ваша подруга плачет и страдает по поводу утраты любви, и при этом пьяна, а Вы вместо того, чтобы выслушать ее и быть рядом в гуманистическом смысле будите критиковать ее за факт алкоголизации и мудрствовать по поводу того, что в страданиях пьют только слабые люди. Она останется Вашей подругой?
В этом смысле бессознательное в психоаналитическом понимании не менее и не более подлинное чем сознательное, оно просто более "биологическое", "животное"...
В психотерапевтической практике такие опыты (смешения стилей работы) тоже случаются, но тогда они приводят к совершенно бессмысленным непрофессиональным действиям не помогающим решить проблемы, а просто загоняющим их вглубь. Я помню как один молодой психотерапевт придумал подобный гибрид - сначала на гуманистической сессии провоцировал у пациента сильные переживания, а потом ..."снимал" их в гипнозе.
Так что, Вашу проблему стоит прорабатывать в групповой психотерапии или группе личностного роста, например. Это конечно может усилить страдание, но зато поможет решить проблему, а не закопать ее еще глубже!
С уважением, Равиль Назыров,
врач-психотерапевт, руководитель Центра, к.м.н.